Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище

О. Даниил Сысоев. Огласительные беседы. О заповедях Божиих

Сегодня мы будем говорить о заповедях Господних: что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения Православной Церкви. Как вы в обычной жизни это определяете?

— Существуют разные нормы. Те, которые во всех учебниках прописаны, их и придерживаются. Скажем, можно понять, что добро — это когда какие-то финансо-вые средства идут в помощь нуждающимся. Наверное, это одно из самых главных дел, каким может заниматься человек, — благотворительность.

— А вот, например, деятельность героиновой мафии, которая занимается благотво-рительностью специально для вывода из героиновой зависимости, чтобы потом снова подсадить. Это добро или зло? Это та реальность, с которой мы сталкиваемся. Тоже бла-готворительность, между прочим. Только внешне, формально.

— В принципе, да.

— Почему я это спрашиваю? Потому что нормы-то бывают разные. Например, в нашем обществе есть совершенно безобразная норма — делать аборты. Причем доста-точно многие считают, что это правильно. Как вы думаете, с точки зрения нормального человека, разве это может быть нормой — убивать других людей? Убивать просто невин-ного человека, беззащитного, слабенького…

— Но есть и другая сторона, многие считают, что если мать не может прокор-мить ребенка…

— …значит, его надо убить.

— Зачем нам его мучения — это как оправдание такое…

— Это очень интересное оправдание. Давайте посмотрим дальше: вот человек за-болел, и его очень сложно прокормить. Поэтому знаете, что мы сделаем? Мы убьем его — и вс?! В принципе логично было бы, так? А древние якуты так и делали. До принятия хри-стианства в Якутии был такой обычай, что стариков уводили в тундру и оставляли там без еды. И это считалось нормальным. А зачем лишний рот? Он же работать не может, пользы обществу не приносит. Его не прокормишь. Поэтому лучше пусть его там волки

съедят. А было еще такое племя, жило оно в южных предгорьях Урала, — люди там обычно своих родителей, когда те становились старыми, беспомощными, душили и съедали. И мясо зря не пропадает, и получается такая вот польза обществу. О чем это говорит? О том, что общественные нормы — это вещь очень такая, мягко говоря, своеоб-разная. В нормальных обществах до недавнего времени за аборты давали или смертную казнь, или ссылали лет на десять, как это, например, было в Российской Империи. А сейчас это считается нормой и, более того, это считается правом человека. Я не понимал и до сих пор не могу понять, как это может относиться к правам человека. Или, например, до совсем недавнего времени практически во всех странах была такая норма, что прелюбодеяние и гомосексуализм являлись преступлениями. Причем преступ-лениями против государства, которые наказываются тоже или смертной казнью, или какими-нибудь длительными сроками заключения. Но сейчас это тоже считается нор-мой, сейчас прелюбодеяние даже воспевается в миллионах песен. Общественные нормы изменились. Как вы думаете, а истина изменилась из-за этого или нет?

— Не должна.

— Вот почему я ставлю вопрос именно так. Потому что при таком подходе, ко-гда добро и зло определяются обществом, получается, что добро и зло — вещи относи-тельные. Но, тем не менее, человеку свойственно относиться к добру и злу как к чему-то абсолютному. Люди так считают подсознательно, то есть специально этого не обдумывая, зло осуждают, а добро оправдывают. То есть, в любой ситуации любой человек, какое бы общество не было образовано, всегда будет стараться делать больше добрых вещей, не-жели злых. С чем это связано? С тем, что добро и зло определяются неким особым обра-зом. Добро, с точки зрения христианства, есть следование воле Бога, а зло есть нарушение воли Бога. Более того, с точки зрения христианства, добро есть описание свойств Божьих, свойств сущности Самого Бога. Мы прямо верим, что Бог целомудрен, чист, кроток, сми-рен, Бог есть любовь. И поэтому человек, который делает добро, тем самым становится похожим на Бога. А человек, который не делает добра, он, соответственно, что делает? Он становится похож на врага рода человеческого. Здесь еще стоит сказать несколько слов, что если добро — это свойство Самого Бога, то зло не имеет своей сущности (не очень понятно). Это очень важно помнить, потому что очень многие люди говорят: ну, это так у меня получилось, потому что водка плохая, вот я и напился; или, например, мак плох, поэтому я наркотик употребил. Можно ли так сказать, что водка плохая?

— Если ее некачественно сделали, то можно.

— Это если некачественно сделали, а нормальная качественная водка, она плохая или хорошая?

— В зависимости от того, как ее употреблять.

— Да. То есть, по сущности ничего злого нет, это очень важная христианская нор-ма. Однако многие люди пытаются что-то объявить злом по сущности. Говорят, что вот это дело злое, по сущности своей злое. Или, например, люди говорят, что какое-то качест-во тоже злое по своей сущности. Это не так, зла по сущности нет.

— А сигареты?

— В принципе сам по себе табак, как таковой, — это растение, которое может быть использовано в качестве лекарства, но курение — это злоупотребление табаком. Как наркотик сам по себе хорош для обезболивания, но плох, когда начинают на него под-саживаться. Это очень важно, потому что, с точки зрения христианства, вообще любое зло есть извращение добра. Вы, наверное, не встречали ни одного человека, который гово-рил бы о себе, что он полностью добр, без тени зла. Такие люди встречаются крайне-крайне редко, практически никогда. Они этим бравируют, но стоит им указать на их нега-тив, когда чуть копнешь, они все равно будут от него отнекиваться, они всегда будут пы-таться его оправдать, они будут пытаться его обосновать. Никто не будет зло считать доб-ром, так как понятно само по себе, что это зло. А то, что добро нужно делать — и это лю-ди понимают сами по себе, без какого бы то ни было обоснования. Вот, например, почему плохо убивать? Многие не задумались, хотя все, наверное, догадываются, что убивать плохо. Почему совершать убийство плохо?

— Лишать жизни другого человека нельзя.

— Почему?

— Не знаю, просто нельзя.

— Вот видите, норма есть, а причину часто не осмысливаем. Причина, безусловно, есть, она связана с Богом. Почему нельзя убивать? Потому что ты узурпируешь право Бо-га — только Тот, Кто дал жизнь, может ее и отнимать. Вот это духовный корень.

— Но мать тоже дала жизнь ребенку, значит, она имеет право его убивать.

— Мать не дала жизнь ребенку. Никакая мать никогда никому еще жизнь не дала. Мать — это только орудие, с помощью которого Бог дает жизнь. Ведь вы не можете дать жизнь кому бы то ни было, создать жизнь твари?

— Вряд ли.

— Вот именно, и мать этого тоже не может. Для того, чтобы жизнь дать, надо соз-дать элементарные частицы, потом из них создать атомы, потом из атомов — молекулы, потом из молекул собрать клетку, оживить ее. Можете такое? Никто этого не может, кро-ме Бога. Потому что источником жизни является Бог. И поэтому человек, который отни-мает жизнь, он, естественно, нарушает закон Бога.

А теперь давайте поговорим о том, что такое грех. Грех — мятеж против Бога, и грех есть беззаконие. Грех — нарушение Закона Бога, а, следовательно, грех — это род-ственник смерти. Почему? Потому что Закон был создан для жизни. Бог разве придумы-вал Закон, чтобы помучить?

Десять заповедей. Мы сегодня поговорим о них: почитай Бога; не сделай идола; не произноси Его имя всуе; почитай день субботний, шесть дней работай, седьмой день — Господу Богу; почитай родителей; не убивай; не прелюбодействуй; не воруй; не лжесвидетельствуй и не завидуй — вот десять заповедей, так, кратко. Вот если бы их соблюдали все люди на земле, как вы думаете, жизнь была бы лучше или хуже?

— Конечно, лучше.

— Да, никаких бы войн не было, семьи бы не распадались…

— Тогда бы неинтересно было…

— Не знаю, я почему-то предпочел бы такой неинтересный вариант.

— Многие, когда об этом заходит речь, говорят, что неинтересно было бы тогда.

— Я бы так не сказал. Это очень значимое заблуждение, которое связано с тем, что люди думают, что грех обогащает жизнь, как говорится: запретный плод сладок. Но раз грех есть беззаконие, то он, следовательно, ведет к смерти. Библия говорит, грех — это скрежет зубов, крик, вопль. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18,20-21). В Содоме люди занимались противоестественными грехами, и Бог пошел посмотреть, как в Содоме себя ведут люди. Грех — это блуд. Грех есть тоска, грех есть уныние, грех есть ненависть, грех есть злоба. Грех есть разложение, гниль, боль, гибель. Это обогащает жизнь?! Грех есть болезнь. Без болезней жизнь была бы скучной? Представьте: никто не болеет, нет гриппа… Как же жить без гриппа, это же совершенно невозможно! И как раз это очень важно понять, потому что представление о красоте греха ложно, по-настоящему люди да-же не представляют, они даже не задумываются над тем, что говорят.

Давайте возьмем не какой-то абстрактный грех, как его показывают по телевизору, когда в каком-нибудь фильме воспевается прелюбодеяние, или бравый человек расстре-ливает всех подряд. Возьмем обычную нашу реальность, не телевизионную, а реальность жизни, например, измена мужа жене или жены мужу, — она красива? Человек тайком из-меняет, обманывает, лжет, потом боится всего. У него остается ощущение грязи, у него в семье скандал, подозрение. Ссоры, драки… Несчастные дети… Это хорошо?! Ну, так, если честно? Если не приукрашивать, то мрачновато. Ничего хорошего в этом нет. Грех есть беззаконие, грех есть то, что разрушает человека. Тот, кто нарушил законы природы,

погибнет. Если человек выпрыгнет с шестнадцатого этажа, он разобьется, пото-му что нарушил закон природы, который установлен, естественно, Богом. То есть человек, который нарушил заповедь Божью — не прелюбодействуйте, он тоже погибнет, точно так же. Более того, прослеживается прямая связь между грехом и болезнью. Врачи из опыта своей работы заметили следующее: алкоголики заболевают циррозом печени; гордецы — сумасшествием, очень часто шизофренией. Люди, которые все время думают о будущем, все время психуют, что называется, нервничают, то есть, с точки зрения Церк-ви, попросту раздражительны, они заболевают язвой желудка. Люди высокомерные, цеп-ляющиеся за власть, страдают ишемической болезнью сердца. Медицине известны и более нетривиальные вещи. Человек завистливый рискует заболеть онкологическим за-болеванием. Эта связь очень четко прослеживается между многими болезнями. Это не значит, что любой человек, который болеет раком, является завистником, но, с другой стороны, завистник, скорее всего, заболеет. Потому что душа и тело человека составляют нечто единое. Вот, человеку стыдно, у него лицо краснеет, правда, это очень редко случа-ется, но раньше такое бывало, может быть, тут кто-то еще помнит об этом. Такое было чувство раньше — стыд. Человек, если счастлив, улыбается, лицо сияет. Душа с телом связаны, это естественно. Поэтому и грех, и добро на человека действуют.

— Получается, что болезнь — это всегда следствие какого-то греха?

— Не всегда. Бывают болезни по другим причинам, например, потому что Бог их попускает для славы Божьей, для того, чтобы прославить имя Свое чудом исцеления. Бы-вают болезни для предотвращения какого-то греха.

— А если болеет ребенок?

— Бывает, что это последствия грехов родителей.

— А в чем тогда ребенок виноват?

— Очень просто, я приведу пример, как это происходит конкретно: родители уко-лолись, у них родился ребенок больной. Кто виноват?

— Но почему ребенок должен иметь какое-то отношение к своим родителям?

— Ну, простите, потому что люди не представляют, каждый по себе, такие замкну-тые автономные системы. Он, конечно, не отвечает за грех родителей, он не будет за это судим, но последствия греха родителей на него распространяются, естественно, во-первых, потому, что люди все между собой связаны очень тесными узами. Существует иллюзия такого позднего гуманизма, что люди — это какие-то отдельные атомы, которые между собой никак не контактируют. Нет, все между собой связаны в единое тело. Поэто-му весь грех отражается на всем мироздании, портит все мироздание. С другой стороны, любое доброе дело улучшает все мироздание. То есть никогда никакое злое дело

или доброе дело не останутся на одном человеке, они будут распространяться дальше. И грех, по учению Церкви, имеет несколько ступеней развития. И вы должны определить-ся: будете ли вы после Святого Крещения с грехом бороться или не будете?

— Будем стараться.

— Почему я это спрашиваю? Потому что, если человек не хочет бороться с грехом, то зачем он будет креститься? После Крещения борьба с грехом идет совсем по-другому, потому что Божья помощь есть, но и нападения сильнее. Это вполне естественно.

— Сейчас, если кто-то не будет следовать грехам, в обществе его могут не понять.

— Это их проблемы. Если человек болеет желтухой и требует, чтобы вс? закраши-вали в желтый цвет, то это его проблемы. Наша задача следовать Кому? Следовать Богу, а угождать обществу — это грех человекоугодия, идолопоклонство, один из величайших грехов.

Так вот, грех у нас проходит следующие стадии. Почему мы вообще рассматриваем путь развития греха? Для того, чтобы уметь его диагностировать вовремя. Любая болезнь проходит несколько стадий. И ее легче лечить на ранних стадиях, чем на поздних. Первая стадия греха называется прилогом и проявляется в том, что человеку приходит некая мысль. Дело в том, что любой грех имеет источник вне человека. Это очень важно пом-нить. Почему для нас возможно покаяние? Потому что не человек изобретает грех. Грех есть изобретение кого? Дьявола. Потому что Дьявол — противник Бога и враг рода чело-веческого — первый согрешил. И поэтому человек, который грешит, вступает в авторские отношения с Дьяволом. Он пользуется тем, что ему передавал Дьявол. И вот, Дьявол вкладывает в человека мысль. Я думаю, с каждым человеком это случается — приходит какая-нибудь гадостная мысль, а, может быть, и не гадостная, может быть, такая красивенькая, приятненькая, очень часто именно так получается. Какой пример приведем? Пост. Идет пост. Вот сейчас Рождественский пост. Вы знаете, что Рождественским постом православные христиане не едят мясных и молочных продуктов. Вот вы приходите в гости, идете на кухню и видите, что там, например, карбонат, а кто его не любит? И приходит мысль: какой, однако же, вкусный этот карбонат, как бы мне было бы здорово его съесть! Эта мысль — грех или нет?

— Если мысль пришла, еще не грех.

— Конечно, если мысль еще не принята нами, она просто к нам вошла, она дверь для того, кто ее подсовывает, для дьявола.

— А когда еще с ней борешься, это грех?

— Нет, когда с ней борешься, это я объясню дальше. И у нас возникают

два варианта поведения. Первый— сказать: да пошла ты вон, гнусная мысль, и вс?. Об этом так Библия говорит, помните: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс.136,9). Эти младенцы — зло на самом маленьком уровне развития. Его нужно взять, о камешек разбить, и вс?. О какой камень? О камень имени Хри-ста Спасителя. И зло уйдет, и нам награда будет на Небесах. А люди неопытные что де-лают обычно? Они начинают мысль рассматривать. Человек начинает отвлекаться: да, однако, вкусная же это вещь карбонат, эта мысль правильно говорит, какой тонкий аромат он имеет. А запах! Как вдохну его… Это называется сложение, вторая стадия гре-ха. Видите, уже развитие греха, конечно же, есть, но он судится в зависимости уже от уровня, как бы разницы духовного развития подвижников. Человек, который уже на высоком уровне подвижничества находится, для него это больший грех, конечно же. Потом мысль начинает захватывать. Появляется следующая мысль: ну разве Бог заметит, что я съем кусок этого карбоната, для чего Ему нужно, что Ему, жалко, что ли, будет, ес-ли я кусок карбоната съем? Эта третья стадия называется уже захват, то есть сложение и собеседование с этой мыслью. Совесть говорит: мил человек, вспомни, что уже на носу Рождество Христово, тут уж подождать осталось недельку, неужели ты не подождешь ра-ди послушания Церкви и для того, чтобы нормально Рождество встретить? И начинается борьба. Причем надо заметить, что Бог все делает так, что у совести и у этой злой мысли всегда одинаковые шансы, пятьдесят на пятьдесят. Куда человек повернет — туда или туда? Если он повернет в правильном направлении и по мере сил своих справится со грехом, то ему будет награда в Царствии Небесном. А если он не справится, то начинается следующая, четвертая стадия, начинается дело. И человек берет и съедает этот карбонат. Потом он говорит: ну, все равно я съел, дай-ка я поем еще. Съедает весь карбонат, который есть у гостей, и еще что-нибудь прихватит в карман, что-бы не заметили. Это называется действие, которое, конечно, будет судиться, и за которое человек, если не раскается, будет нести ответственность на Страшном Суде, совершенно точно. Конечно, вы понимаете, что дело не в карбонате как таковом, пото-му что в карбонате, естественно, нет ничего плохого. А грех именно в том, что человек его неправильно употребил. Далее начинается следующая стадия. Человек говорит: я сделал, — и у него начинает грех входить в привычку. Второй раз сделать так в этой же ситуации будет легче, второй раз пост нарушить легче. В третий раз еще легче. А потом возникает то, что называется в Библии «стезей», а в нашем таком рядовом понимании — колеей. Условный рефлекс начинается. Например, когда вы входите в дом, вы автоматически включаете свет. Так же начинается и с человеком. Он, человек, начина-ет автоматически делать грех. Бывает такое? По привычке. Например, в курении это ярче

всего проявляется. Человек на автомате, даже не думая, с таким стеклянным взором зажи-гает сигарету.

— А курение — это грех?

— Конечно же, самоубийство. Самое настоящее. Точно так же алкоголик наливает одну, другую, третью, четвертую рюмку — тоже на автомате. Это состояние называется страстью. Слово «страсть» с каким словом связано? На что похоже?

— Страшно?

— Страдать, страдание. Страсти вызывают, безусловно, страдание, и человек, одержимый страстями, хоть одной из страстей, которая захватила его, сам себя обрекает на мучения. Он находится в состоянии страдания. Элементарный пример: курящий чело-век, если он не курит неделю, как ему будет, приятно? Его будет ломать. А если он помрет в таком состоянии, что ему будет? Его будет ломать вечно. Или наркоман, или алкоголик. Почему? Потому что он пребывает в зависимости. В этом как раз и находится корень веч-ных мучений, которые охватывают человека. Бог говорит: горите в пламени и в огне, ко-торый вы сами разожгли. Вы сами его разожгли, сами и мучайтесь. «Вот, все вы, кото-рые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, — идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении ум-рете» (Ис.50,11).

— А обжорство? Сколько нужно есть, какие-нибудь есть нормы?

— Очень просто. Норма такая — чтобы после еды человек хотел молиться, сохра-нил желание молиться.

— Человек должен съесть столько, чтобы хотелось молиться?

— Да, если после еды хочешь молиться, значит, все правильно. А почему? А потому, что нет общей нормы. Один человек в день съедает два-три килограмма, дру-гой — полкило. Просто разные организмы, как можно здесь какие-то нормы устанавли-вать? Это невозможно. То же самое человек, который может выпить стакан водки и еще нормальный будет, а другому будет много уже пятьдесят грамм.

— А если ты поел и еще хочешь, то это надо прекратить?

— Ну, опять-таки, кому как. То есть есть люди, которым недостаточно обычной порции еды, так пусть такой поест больше, чем только ходить и об еде думать. Норма — она не такая. Человек должен съесть столько, чтобы хотеть молиться, вот именно такой и является духовная норма. Потому что человек должен ходить всегда перед лицом Бога, служить Ему. Для того, чтобы справиться со страстью, необходимо прямое вмешательство Бога. Без вмешательства Бога со страстью человек не справится никогда, так как страсть становится второй природой человека. Бывают, конечно, взаимовыгодные обмены стра-

стей: иногда страсти уходят, чтобы обменяться на более сильную страсть. Это бывает очень просто, например: человек бросает курить для того, чтобы больше уважать себя. Происходит обмен шила на мыло, меняет меньшую страсть курения на большую страсть гордыни. А гордыня — это страсть куда большая. Можно не иметь никаких страстей, кроме гордыни, но и одной гордыни хватит для того, чтобы человек ушел на дно ада.

— А за карбонат тоже уйдет на дно ада, за то, что съел карбонат?

— Не знаю насчет дна, но если человек сознательно делает и не раскаивается по-том, то, конечно, будет за вс? отвечать.

— Как человек отвечает за вс?, как это определяется?

— В зависимости от человека все и определяется. Для человека, который не знает ничего о посте, для него это грехом вообще не является, потому что он и не знает ничего про пост. А для человека, который знает о посте и сознательно его нарушает, для него, ес-тественно, ответственность больше. Потому что грех не в карбонате, конечно же, а в том, что его не вовремя употребили.

— А если некий человек работает физически, тяжелым трудом, и ему действи-тельно нужно много есть?

— Как вы думаете, Илия Муромец был хилый человек, наверное, слабенький был человек?

— Не хилый, но тем не менее…

— …не работал совершенно Илия Муромец?

— Но во время поста тоже нужны силы.

— Я вам привожу совершенно конкретный исторический пример — Илия Муро-мец. Это вполне историческая личность, он скончался в конце одиннадцатого века, мощи его находятся в Киево-Печерской Лавре, он невысокого роста — два метра два-дцать сантиметров, вот такой всего лишь. В ширину у него там тоже, по-моему, только метра полтора. Наши амбалы все по сравнению с ним — карлики. Вы можете сами схо-дить и посмотреть на его мощи. Вы знаете, как он питался? Даже былина есть об этом, ис-торическая, да и доказано недавно было. Встреча Илии Муромца с чудищем подробно описывается в былине. Под чудищем подразумевается, скорее всего, какой-нибудь вели-кан из Хазарии иудейской. И спрашивает чудище: ты сколько ешь, Илия Муромец, что хочешь со мной сразиться? Он ему говорит: я съем в день калач, выпью чару воды — и сыт. Ну, хилый человек, согласитесь. А тот говорит: ты со мной точно не справишься, я съем полбыка и полтысячи калачей, вот тогда я сыт. Ну и что? Илия Муромец берет его и побеждает. Это действительно так, на самом деле. Почему? Потому что количество ка-лорий, которое получает человек, зависит не от количества еды, которую он съест,

а от степени усвояемости, объективно. Бывает, человек ест-ест, ест-ест, а ничего — вс? голодный.

— Если степень усвояемости у тех, которые, допустим, едят мясное, и степень усвояемости у тех, которые едят не мясное, одинаковая…

— Она разная. Поэтому даже врачи говорят, что одному полезно есть мясо, а другому — овощи.

— Тем не менее, как тогда можно питаться, каким образом тогда Илия Муромец получал необходимые калории?

— Так и питался, калачом и водой. И ничего. И побеждал.

— И что, он только этим и питался?

— Да.

— А почему он не слабел физически?

— Потому что он Богу служил. Бог ему давал силы. Посты ведь предназначены не для того, чтобы человек диету соблюдал. Что включает в себя пост? Кро-ме воздержания от мяса, молока, яиц, рыбы, что еще? Еще предполагается ходить больше в храм, больше читать Слово Божие, больше делать добрых дел. Тогда Божьи силы будут непосредственно приходить. Это не пустые слова, не какие-то фантомы. Божья сила — это реальность, которую даже пощупать можно. Только она гораздо более мощная, чем что бы то ни было. Поэтому и силы даются. Антоний Великий ел только два раза в неделю. Сорок лет он так обычно питался. Но он ни разу не болел, был очень сильный физически, мог пешком по полтысячи километров проходить, чего, я думаю, никто из нас не сделает. Он жил в глухой пустыне, я как раз недавно был в этом монастыре. Там до источника ему надо было полтора километра в один конец ходить за водой, и он носил на себе эту воду сам и дожил до ста тридцати лет. И ничего. А потому что Божья сила на самом деле действует, понимаете, — это не фантазии и не сказки. Человек же, который говорит, что, мол, мне сил не хватит, обычно попросту не доверяет Богу. Помните, что любой грех связан с непослушанием Богу. У нас в Церкви грех нарушения поста свя-зан в данном случае с маловерием. Страсти лечатся чем? Лечатся они, конечно, искрен-ним раскаянием и силой Бога, которая дается в Таинстве, Таинстве Покаяния или Крещения. Если человек не крещен, значит, он крестится и получает силу Бога, для того чтобы справиться со страстями. Крещенный человек для борьбы со страстями кается, и причащается, и также получает силу Бога.

Но нам недостаточно просто не делать зло. Знаете, часто люди говорят: у вас там одно «нельзя» — нельзя то, нельзя это. А что же можно? Есть такая книга, называется «Творения Петра Дамаскина», там он приводит список

из двухсот семидесяти шести добродетелей, которые можно делать вместо страстей. На-верное, достаточно? И это только начальные добродетели, а дальше еще есть. То есть человек усваивает себе свойства Самого Бога. И эта работа продолжается беско-нечно, бесконечное уподобление Создателю. Но что такое добродетель, как вы думаете?

— Когда делают добро.

— Просто? Чем тогда добродетель от доброго дела отличается?

— Добродетель — это навсегда, наверное, а доброе дело один раз сделал, и вс?.

— Да. Добродетель — это добро, вошедшее в привычку. То есть наша цель — не просто сделать добро. Многие люди говорят: ну, я же добро делаю. Задача человека — не просто делать добро. Задача человека — сделать так, чтобы добро вошло у него в привычку. Например, если человек раскаивается в каком-то грехе, что он должен де-лать? Он должен сделать, чтобы противоположная этому греху добродетель вошла у него в привычку. Тогда это будет, собственно, настоящее исправление греха. И когда человек добродетель делает, он делает ее, конечно, с помощью Христа. Господь говорит: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5). И это чистая правда! Пото-му что сделать одно доброе дело можно — на энтузиазме, еще на чем-то, а вот сделать так, чтобы это постоянно было, без Христа невозможно. Или возможно, но только на гордыне, но тогда это будет хуже, чем если бы добрых дел не было. Пото-му что «доброе» дело на гордыне ненавистно Богу и людям. Вам нравится человек, кото-рый гордится своей праведностью?

— Нет.

— Конечно. Часто люди говорят: ну, как же, гордость ведь хорошее качество. Нет, это не так. А представьте себе: вот вы общаетесь с человеком, который очень уважает себя и имеет высокое о себе мнение, вам приятно с ним будет говорить? И чем более усилива-ется это качество, тем меньше желание общаться с этим человеком. Но если это доброе дело, как же так может быть? Кажется странным, да? А все очень просто. Пото-му что гордыня — это грех, причем первогрех, корень всех остальных грехов. Сатану по-губила гордыня. И на самом деле, то, что человек гордится собой, имеет чувство собст-венного достоинства, это плод недомыслия. Действительно, сейчас я вам скажу так: ес-ли хочешь гордиться, пожалуйста, но гордись тем, что ты сделал без души, пото-му что душу тебе дал Бог. Или не дал Бог? Дал. Гордись тем, что ты сделал без рук, пото-му что руки тебе тоже даны Богом. Без ног, без головы, без туловища. Все Богом дано, так? Так. Что ты сделал без ума, потому что ум тебе тоже Бог дал. Можешь гордиться. Все, что останется, — все твое. А что останется? Ничего не останется. Все очень про-сто — можно гордиться тем, что ты сделал до рождения. Потому что рождение тоже Бо-

гом дано. Понимаете? Какое чувство собственного достоинства, откуда оно, собственное достоинство, возьмется?

— Но человек должен уважать себя в каком-то определенном смысле.

— Зачем? А зачем себя уважать, объясните, мне просто интересно.

— Но на самом деле должно же быть чувство собственного достоинства.

— Зачем? Объясните.

— Если человек уважает себя, он уважает других.

— Совершенно необязательно. Наоборот. Чем больше человек уважает себя, тем меньше он уважает других. Давно замечено. Я не видел ни одного примера обратного. Вы можете вспомнить такие примеры?

— Нет, но человек должен себя уважать, но не сильно.

— А на сколько «не сильно»? Что это за необходимое качество такое, которое чем больше его, тем хуже человек становится?

— Ну, почему же, вс? в разумных пределах.

— А чем определяются разумные пределы? Например, у меня знакомый алкоголик был, он так всегда говорил: у меня разумные пределы, я свою меру знаю, когда я упал, то я больше не пью. Ну вот, опять-таки, разумная мера у каждого своя. В том то и дело, что христианин, христианин настоящий, не гоняется за собственным достоинством, он не гоняется за уважением к себе, он не пытается доказать никому ничего, понимаете, и поэтому совершенно свободен. А человек, который гоняется за собственным достоинст-вом, все время доказывает себе и другим, что он пребывает в собственном достоинстве, у него есть какие-то права, — такой человек совершенно не свободен.

— Знаете, как говорится, так далеко не уйдешь.

— Если таким образом куда-то далеко идти, лучше никуда не идти.

— Нет, ну все-таки жить-то надо как-то.

— А кто мешает жить?

— И если ты себя уважать не будешь в обществе, то и тебя не будут уважать.

— Если ты будешь настоящим христианином, то тебе будет просто все равно, ува-жают тебя или не уважают. Христианина невозможно обидеть. Человек смиренный, кото-рый не обращает внимание на то, что о нем другие думают, ни в злую, ни в хорошую сто-рону, — он абсолютно свободен. Ну, как его обидеть? Возможно ли?

— Без этого себя любить не будешь и ближнего, как себя.

— Так мы себя и так любим, понимаете, вопрос-то заключается не в этом. Я не знаю людей, которые себя не любят. Вопрос заключается не в том, чтобы других лю-бить, а себя сильно не любить, а вопрос заключается в том, что мы, не любя себя правиль-

но, как будем ближнего, как самого себя, любить? Если мы любим себя, это не значит, что мы говорим: ах, какой я хорошенький человек, какой я добренький человек, какой я замечательный человек… Не говорим? Мы делаем зло и добро. Но злом мы себя не оправдываем, если мы нормальные люди, если мы честны перед собой. Точно так же и с ближним своим — мы отделяем человека от греха, мы любим грешника, но ненавидим грех. Вот о чем идет речь. Вот именно об этом говорит заповедь. А когда человек сам с собою носится, как курица с яйцом, это не значит, что он себя любит. Посмотрите на вашу прежнюю жизнь, сами для себя загляните в прошлое и подумайте, насколько меньше шишек вы бы получили, если бы вы со своими правами и достоинствами не носились. Разве не так?

— А если тебя оскорбил кто-то на улице, сильно причем, ущемил чувство собст-венного достоинства?

— А если этого чувства нет, то и не оскорбили бы. Ну, разве не так?

— Как это понимать: неуважение к себе?.. Как относиться к ближним? Это не то, что нужно не уважать окружающих? Относиться абсолютно так же, как к тебе окружающие…

— Посмотрите внимательно. Но для себя мы должны осознать, что есть такая вещь — субъективизм, это наш враг. К сожалению, после грехопадения Адама и Евы лю-ди живут в состоянии фантастическом, они страшно неуемно фантазируют об окружающем, они видят не человека, и не себя тем более, они видят фантазию, кото-рую они себе выдумали. Вы не видите себя и не видите внутри тех людей, с которыми общаетесь. Вы только представляете людей, которые живут рядом с вами. Проверьте, так ли это или нет. Вот некий человек очень себя уважает или не уважает. Как к нему бу-дут люди относиться? Уважительно, если человек себя уважает?

— Да, если он это декларирует.

— А если не декларирует, то как узнать, уважает он себя или нет?

— По нормальному, хорошему отношению к окружающим.

— Пожалуйста, но он опять-таки хорошо относится к окружающим по совсем дру-гой причине.

— Почему?

— Почему христиане хорошо относятся к окружающим, знаете? Пото-му что христиане видят в окружающих образ Божий. Почему мы людям кланяемся при встрече? Потому что мы почитаем в них образ Божий. А у нас как? У нас, к сожалению, часто путают христианскую нравственность со светской. Это совершенно разные вещи. Светская нравственность такая: по-волчьи — я тебя не трогаю, и ты меня

не трогай. По большому счету, человек человеку — волк. Поэтому, пока ты меня не трогаешь, мы любезные, дифирамбы друг другу поем. Мне приходилось бывать на светских фуршетах, слушать, как там друг друга прославляют. Это противно слышать, потому что те же люди, которые в глаза поют дифирамбы, за глаза поливают грязью. Все построено на самом обычном лицемерии. Христианство построено совсем на другом, хри-стианство четко отделяет грех от грешника, и грех оно никогда не оправдает ни под каким условием, если человек в нем не раскаялся.

— А если грех во имя добра?

— Добро, сделанное злыми средствами, суть зло.

— А если какое-нибудь, например, небольшое зло, но добро очень такое большое получилось.

— Зло все равно. Все злодеи именно так и рассуждают, начиная от Гитлера и заканчивая Сталиным. Надо всегда помнить: добро, сделанное злыми средствами, по сути зло. Так что это все самообман, конечно же. И вот…

— …заканчивая.

— Ну, конца еще пока нет, и до Страшного Суда не будет, я так подозреваю. Я думаю, конец будет еще долго продолжаться. Христианин в достаточной степени пес-симист, и до Страшного Суда мы не ожидаем, что люди в Ангелов превратятся. И поэтому, естественно, наша мерка особая, мы вс? сравниваем с чем? Сравниваем с Богом. Кто является для нас нормальным человеком? Любой христиан — нормальный человек?

— Иисус Христос.

— Иисус Христос, все правильно. В том-то и дело. Поэтому мы и измеряем именно этой меркой, единственной меркой.

— А апостолы?

— А апостолы — как Ему подражавшие. Так же, как и Божия Матерь, и святые.

— И святые тоже?

— Ну, конечно, они близки к норме, и они соединились со Христом.

— А священник в церкви?

— В той мере, в какой он может являться образом Христа. Многие являлись. Здесь речь именно об этом, мы ориентируемся на Христа. То есть просто такой практический пример: как определить — доброе дело или злое? Вот Христос на вашем месте как бы по-ступил? Ну, как вы думаете, вот Христос носился бы с самоуважением?

— Да нет.

— Ну вот, как вы думаете, Он был несчастный Человек? Может быть, Он был

не прав?

— Если Он жизнь отдал за всех, то по идее Он несчастный человек.

— Он победил, победил смерть, Он — Победитель. Понимаете? Вот в этом и ответ, вся суть христианства сводится к Христу, к личности Христа. Именно поэтому такие па-радоксальные заповеди дает Евангелие. Вы сейчас читаете Евангелие? Согласитесь, там совершенно парадоксальные заповеди, например: тому, кто вас оскорбил, подставьте дру-гую щеку. Скандальная заповедь, безусловно, она была скандальной всегда. Я думаю, что римский легионер не чаще подставлял щеку ближнему, ударившему его, чем мы с вами. И заповедь совершенно не зависит от времени. Господь на что ориентиру-ется? Не на время. И очень важно, что нравственность никак от времени не зависит. Она ориентируется на волю Бога. Всегда нужно ориентироваться только на нее. А эта воля выражена в чем? В Слове Божьем, по которому мы должны поступать. Во всех случаях, когда у человека возникает конфликт между его желанием и Словом Божьим, чему он должен следовать? Воле Бога, Слову Божьему. И, кстати говоря, практика показывает, что такой человек никогда не проигрывал. Многие люди думали, что, если я поступлю так, меня не так поймут, обо мне не так подумают. Но человека, который реально посту-пал по воле Божьей, Бог всегда выводил и поднимал. А человек, который поступал по своей воле, обязательно всегда падал. И вот, краткое выражение воли Божьей — это есть заповеди. Я их уже перечислил кратко.

Итак, первая заповедь такая: «Я Господь, Бог твой, …да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20,2-3). То есть нельзя кланяться иным богам, кро-ме Господа, нужно Богу поклоняться, Ему Одному служить. Кстати, поэтому христиане, не служат Родине. Они уважают Родину, помогают ей, но ей не служат.

— Христиане не служат Родине?!

— Нет, в армию ходят, присягу приносят.

— Но ведь это и значит служить Родине.

— Я вам объясняю, в чем разница. Служить Родине — это как раз ставить Родину на первое место. Христианин никогда Родину на первое место не поставит. Ко-гда возникнет конфликт между волей Родины и волей Бога, чему последует человек? Богу. Вот простой пример. Солдаты расстреливали мирных жителей. Что должен делать хри-стианин-солдат? Должен отказаться. Хотя ему может за это и трибунал быть. Но это его право и обязанность.

— А если, например, врагов Церкви расстреливать?

— Опять-таки, если он на поле боя, он может убивать, сражаться, пото-му что он защищает своих. Но это в том случае, если война справедливая; в той же Чечне,

например, когда человек защищает своих близких, родных от терактов. Я не говорю про какие-то войны, которые неправедные.

С точки зрения Церкви коммунизм, конечно, ересь, в прямом смысле этого слова, то есть это неверное учение о Боге, мире и человеке. О Боге — понятно, почему? Пото-му что он не верил в Бога, отрицал Его. О мире понятно, почему? Хотел построить Царст-во Божие без Бога на земле, то есть какой-то рай построить на земле без Бога.

— А какое государственное устройство тогда оправдывается?

— Церковь — это царство, которое не от мира сего. Она, например, считает, что демократия лучше, чем коммунизм, а монархия лучше, чем демократия. Есть разные уровни, но монархия тоже не идеальная форма правления, конечно же.

— А что тогда идеальная форма правления?

— Идеальной формой правления будет Царство Небесное.

— Но все равно монархия получается.

— Да, но это монархия Бога, а не человека. И опять-таки Церковь поддерживает любое государство в той мере, в какой государство исполняет прямую заповедь Божию, то есть какую? Если оно обуздывает зло. То есть, в той мере, в какой государство за убийства, например, сажало в тюрьмы, в такой мере Церковь его поддерживала. В какой мере государство защищало своих граждан, например, во время Великой Отече-ственной войны, в той мере Церковь его поддерживала. Но Церковь никогда не поддерживает никакое зло.

— А как Церковь относится к смертной казни?

— Вообще-то это была воля Божия. После всемирного Потопа было сказано: кто пролил кровь человека, кровь того да будет пролита рукой человека, говорит Бог, пото-му что человек создан по образу Божию. То есть человек тем самым совершил акт иконо-борчества, его кровь должна быть пролита.

— В таком случае Церковь положительно относится к смертной казни?

— Опять-таки, не мы ее устанавливали, не нам к ней как-то относиться. Норма библейская существует — предумышленный убийца должен быть наказан только че-рез смертную казнь. Предумышленный убийца, конечно же.

— Но это значит, что тот, кто совершает убийство, палач, например, он на себя тоже грех берет.

— Нет. Дело в том, что человек, который это совершает, исполняет прямое пове-ление Бога. Он совершает правосудие Божие. Он представитель Бога, то есть судья, кото-рый выносит смертный приговор, в Библии он даже называется богом с маленькой буквы. Но опять-таки, если он выносит его справедливо. Судья же, который судит несправедливо

или вопреки закону Божиему, является крайним преступником, и Бог обещает покарать его страшно. И такие примеры бывают. Поэтому, кстати говоря, общественная жизнь не-безразлична Богу. Если депутат издает закон, противоречащий воле Бога, или, например, Черномырдин, который в законе об аборте увеличил срок, до которого можно делать аборт — с двенадцати до двадцати недель — он, конечно же, преступник страшный пе-ред глазами Бога.

— А нет разве ситуации, когда аборт можно оправдать каким-либо образом?

— Когда можно оправдать убийство невинного беззащитного человека?

— Ну, сейчас я не могу привести пример.

— Церковь разрешает терпимо относиться только к случаям внематочной беремен-ности, именно потому, что нет шансов выжить ни ребенку, ни матери.

— А тяжелые пороки?

— Значит, убивать надо человека? Вот очень интересная логика, меня всегда пора-жает: если человек с тяжелым пороком, то его надо убить. А давайте лучше взрослых с тяжелыми пороками убивать. Человек остался инвалидом после автомобильной катаст-рофы и уже не выздоровеет — давайте его убьем. Ну, логично. В принципе, так…

— А клонирование? Как Церковь к клонированию относится?

— Плохо относится к клонированию, безусловно, отрицательно.

Теперь поговорим о заповедях. Против первой заповеди грешат те, кто не кланяется Богу, кто почитает иных богов, кроме Господа, то есть лжебогов — Пе-руна, Будду или кого-то еще; те, кто являются атеистами, еретиками, то есть теми, кто искажает Слово Божие, а также те, кто раскалывает Церковь, то есть Тело Христово, ради каких-то своих амбиций. Понимаете, в чем тут дело? Человек поднимает мятеж про-тив Самого Бога. И обычно эти люди плохо кончают. Против этой заповеди также грешат те люди, которые кланяются вместо Бога самому себе. Кто эти люди? Гордецы. Гор-дость — грех против первой заповеди.

— Человек может и Богу молиться, и себя уважать.

— Нельзя служить двум господам. Об этом Господь прямо сказал, да и практика показывает. Или будешь об одном заботиться, о другом будешь нерадеть, или об одном забудешь, а другому будешь служить. Нельзя. Против этой заповеди грешат тщеславные люди, хвастуны, которые живут ради ложной славы. Хорошо искать славы? Хорошо. Но что это за слава, которая надулась и лопнула? Обидно, неприятно, досадно. Слава должна быть какая? Которая никогда не заканчивается. Это какая слава? Вечная. А кто может дать вечную славу? Только Вечный Бог. Поэтому Бог сказал: «Я прославлю про-славляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» (1Цар.2,30). Поэтому, на-

пример, святые — это люди, которые снискали настоящей славы, они были истинно слав-ные. А люди, которые ищут славы на земле, глупы, потому что слава их тщетна, и эти лю-ди, конечно же, совершают грех. Против этой заповеди грешат человекоугодники, то есть те люди, которые поступают против воли Божией, против совести, для того, что-бы угодить людям. Поэтому у христиан есть такой принцип: если какой-то человек хочет от нас потребовать нарушения воли Божией, мы должны слушать Бога, а не человека. Ка-сается ли это государства, касается ли это семьи, касается ли это родителей, касается ли это детей, мужа — неважно. Понимаете, для нас воля Бога всегда на первом месте. Все остальное — на втором.

— А почитать родителей?

— Почитание родителей продолжается ровно до той границы, пока родитель не требует нарушения воли Бога. Воля Бога всегда стоит на первом месте, потому что Бог выше всех. Родители нас от смерти не спасут, воскресения не дадут. И жизнь не они нам давали, а Бог через них. Поэтому мы, собственно, и почитаем родителей как орудия, че-рез которые Бог нам дал жизнь.

Следующая заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказы-вающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20,4-6). Эта заповедь запрещает кланяться идолам, поэтому нельзя носить ни-каких амулетов, в доме нельзя иметь истуканов, например, Аполлона, каких-либо языче-ских богов, тем более совершать перед ними какие-то жертвы. Идолов нельзя держать до-ма. Практика показывает, что у тех, кто держит идолов, случаются ужасы, начинаются страхи, в квартире плохо становится.

— А почитание каких-нибудь артистов?

— Нельзя делать из людей кумиров. Заповедь запрещает и это. Человек, который делает кумира из артистов или футбольных команд, рок-фанат или футбольный фанат, он, безусловно, нарушает эту заповедь, он кланяется вместо Творца творению, причем, обычно не самому лучшему творению.

— Даже если просто нравится артист?

— Нет, если человек делает из артиста идеал — это, безусловно, грех. Если просто кто-то нравится, тут ничего страшного. Понимаете, грех тогда возникает, когда человек что называется фанатеет, , когда человек делает из человека идеал, преклоняется пе-ред ним. Эта заповедь также запрещает такие страшные грехи, как магию всех видов, ча-

родейство, хождение к колдунам, целителям, экстрасенсам, ворожеям… Бог говорит, что прокляты перед ним творящие это, потому что люди такие общаются прямо с бесами. Я предупреждаю, потому что многие люди обращаются к целителям, думают, что если эти целители иконы расставляют, значит, они уже от Бога. Церковь категорически запрещает обращаться к целителям, по церковным правилам человек, обратившийся к целителям, на шесть лет отлучается от причастия. А сам целитель отлучается на двадцать пять лет от причастия. Его грех считается тяжелей, чем грех убийства. Церковь запрещает также заниматься астрологией, потому что астролог не верит в свободу, он фактически верит, что светила управляют миром, он кланяется вместо Бога фонарям небесным, пото-му что в Библии они называются светильниками. Ну, фонарями. Сейчас Новый Год, так что никаких там баранов или козлов — я не знаю, кто сейчас там «наступает», — дома у христиан быть не должно. Когда я прихожу освящать квартиры, я первым делом снимаю со стен все эти изображения.

— И нельзя носить с собой знак зодиака?

— Естественно. Или знак зодиака, или крест. Нужно выбирать: или человек кланя-ется светилу, или кланяется Богу, Творцу светил. Бог говорит еще в книге пророка Исаии: «… пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним» (Ис.47,13-14).

— А как же волхвы, которые следовали звезде?

— Вот именно поэтому они и вернулись другим путем (Мф.2,12). Как сказано, поклонники звезд были «звездой научаемы кланяться Тебе Солнцу правды и Тебя знать с высоты востока». Звезда привела их ко Христу, чтобы они перестали звез-дам поклоняться. То есть задача была именно уйти от астрологии, увести их от астрологии, поэтому Бог звездой и увел их от поклонения звездам.

Часто люди спрашивают, что значит наказание детей за грехи отцов. Дело в том, что там добавлено: «ненавидящих Меня». Речь идет о родовом грехе, а такие случаи бы-вают: поколение пьяниц или поколение блудников — встречается такое, когда родители блудят страшно, дети блудят страшно и так далее. Вот когда родители впадают в смертные грехи, то Бог наказывает до третьего и четвертого рода, а потом прекращает род вообще, просто пресекает. Вот об этом и говорит Писание. Почему? Пото-му что Бог — Ревнитель.

— А что делать, если человек подозревает, что все его беды связаны с какими-то родовыми грехами, к которым он отношения не имеет, грехами бабушки, дедушки и т.д.

— Все очень просто: «Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой». Когда человек приходит под защиту Бога, когда он крестится, все проклятия прекращают действовать на него. Все очень просто. Бог является Властелином, Вседержителем. И Бог — Властитель абсолютный. И никто не может противиться руке Его, никто. Ни человек, ни Ангел, ни злой дух…

— Но злой дух противится Богу…

— Когда Бог захочет что-то сделать, никто не в силах помешать Ему.

— А почему тогда Бог не возьмет и не уничтожит, дьявола, например?

— А почему Он и нас с вами не уничтожит?

— Тогда бы грехов не было.

— Опять-таки, если бы дьявол заставлял людей делать грех, тогда, конечно, вопрос был бы логичен, но дьявол никого не заставляет, он предлагает, люди соглашаются.

— И крещеным тоже?..

— Ну и что? Жаль, остается только пожалеть, ничего сделать мы уже не сможем. Человек выбрал. Когда человек совершил свой выбор, то мы уже не можем ничем поме-шать. Пока человек живой, есть надежда. Пока человек живой, есть выбор. После смерти выбора уже нет. Можно только милостыню раздать за умершего, чтобы Бог как-то облег-чил его участь.

Следующая заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, на-прасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрас-но» (Исх.20,7). То есть нельзя божиться. Знаете, что такое «божиться»? Когда говорят: Господи, Боже мой — как связку в предложении, знаете такие разговоры? Имя Божие всуе поминают. Этого делать нельзя ни в коем случае. Потому что имя Божие — это святыня. И оно освящает человека. Если, например, вы начнете икону использовать в качестве сов-ка для мусора — это же кощунство будет. То же самое и имя Божие, если вы будете им разбрасываться, будет такое же кощунство. Эта заповедь, конечно, запрещает также ко-щунствовать, издеваться над Богом, хулить Бога. Она требует благоговейного отношения к имени Божиему. Действительно, практика показывает, что те люди, которые хулят имя Божие, очень быстро получают наказание от Бога. Например, вы знаете, как умер замеча-тельный такой человек Энгельс? Он умер от рака ротовой полости. Чем он хулил Бога, тем и был наказан.

— Бывает, человек потерял кого-то из близких, кто-то умер, и человек говорит, что я перестал верить в Бога, как Бог мог такое сотворить — забрать родного мне че-ловека. Как помочь людям, которые разочаровываются в Боге, когда идет целая полоса неудач.

— Простите, а они к Богу до этого ходили, об этом не вспоминали? Почему Он должен им помогать? Это — во-первых, а во-вторых, надо помнить, что для Бога важ-нее всего состояние души человека. Он поэтому забирает человека тогда, когда душа или более готова для вечности, или находится на грани такого зла, которое должно быть просто страшно наказано. Бог забирает из этих соображений, а не из того, чтобы там еще пожил, чтоб детей вырастить… Потому что Бог делает вс? для блага человека или для предотвращения большего зла.

— А если автомобильная катастрофа или еще что-то непредвиденное посылается человеку, независимо от него.

— Опять-таки, от человека независимо, а от Бога зависимо. Вот и вс?. Бог поэтому и забирает тогда, когда это или лучший момент для человека, или дальше он пойдет толь-ко ниже. Есть Промысел Божий, который нужно просто принять — и вс?.

— Люди часто говорят, что Бог забирает лучших.

— Не знаю, по-разному бывает. Или лучших, или худших. Вот, кстати говоря, ин-тересно, что часто люди говорят: как же, вот я особого зла не делал, а на меня вот такие беды напали. Дело в том, что люди, которые так говорят, что особого зла, мол, не делали, находятся в таком состоянии своеобразной самовлюбленности, они считают, что у них все нормально, и у них просто в жизни места для Бога не остается. Богу прихо-дится разбивать такое состояние замкнутости человека на самом себе, для того чтобы он к Нему пришел. Вот в этом цель. Человек просто живет в какой-то скорлупе, как улитка, и Бога не видит, а Бог создал человека совсем не для этого, не в Его планах было такое создание. И Он вытряхивает человека из его скорлупы. Блаженный Августин замечатель-но сказал: милосерд Ты, Боже, Который разбивает все планы, которые я строил, что-бы я мог увидеть Небеса. Когда человек, бывает, сидит в плену своих планов, которые сам понастроил, и здесь только вот такой шок его может из себя вывести. А мы помним, что Бог для этого творил нас, не для того, чтобы каждый себя удовлетворял. Если человек хочет другого, это его проблемы, потому что Бог свое желание не изменит.

Следующая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Гос-поду, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20,8-11). Заповедь делает обязательным почитание седьмого дня. Если в Ветхом Завете это была суббота, то сейчас, после того как Господь

воскрес из мертвых и дал нам победу над смертью Воскресением из мертвых, мы почитаем за седьмой день воскресенье. Субботу мы тоже почитаем, например, в субботу и воскресенье мы не голодаем. Церковь запрещает ничего не есть в субботу и в воскресенье. Ну, понятно, кроме тех случаев, когда только нечего есть. В данном слу-чае сознательные голодовки в эти дни запрещено устраивать. Человек, который постится в субботу и воскресенье, отлучается от причастия.

— А если пост Великий?

— Не отменяется совсем, а просто ослабляется. В субботу и воскресенье, напри-мер, Рождественским постом, мы всегда едим рыбу. Великим постом мы в субботу и воскресенье едим кальмаров, крабов, креветок, масло постное едим. То есть мы всегда ослабляем пост, потому что выделяем как праздники субботу и воскресенье. В субботу и воскресенье уменьшается количество поклонов, в воскресенье вообще запрещено класть земные поклоны. В субботу и воскресенье всегда совершается Литургия в храмах. Есть дни, когда Литургия не совершается, но в субботу и воскресенье она совершается всегда. Но заповедь Господня главным образом о том, что в эти дни мы не должны делать ника-ких своих дел.

— Что мы тогда должны делать?

— Я сейчас объясню. Мы не должны: убираться дома, например, в субботу убере-тесь; или заниматься какими-нибудь грандиозными своими планами, вскапыванием ого-рода… Мы воскресенье посвящаем Богу. Воскресенье с какого момента начинается, кто знает?

— С двенадцати ночи…

— Нет, воскресный день начинается с шести часов вечера, с вечера субботы и до вечера воскресенья. Вечером в субботу мы идем куда? Все люди, все христиане должны в субботу вечером и в воскресенье утром быть в храме. Исключения возможны для людей, находящихся в тяжелой болезни и находящихся в том месте, где храм очень далеко находится, в километрах ста от него. Но и они, которые далеко находятся от храма, должны в этот день читать Слово Божие. Значит, когда огородом заниматься? Очень про-сто: на огороде мы занимаемся, пашем до вечера субботы, можем вечером в воскресенье попахать, тогда Бог благословит нашу работу. А если человек будет в воскресенье рабо-тать на огороде, Бог пошлет какую-нибудь саранчу, заморозки и тому подобное. Давно известно, когда люди думали, что они будут лучше работать в воскресенье, то получалось, что они или сами заболевали, или Бог наказывал их через их огород.

— А если нет возможности в другие дни работать?

— Уж извольте найти такой момент, чтобы воскресный день посвятить Богу. Дру-

гое дело, если вы работаете на «скорой помощи», например, или у домны, которая не затухает, или в милиции, где в воскресенье ваша смена, тогда вы выходите, естествен-но, на работу, которую нельзя перенести на другой день, но вы тогда в другой день идите в храм Божий. Но во всех остальных случаях мы должны, конечно, быть в храме Божием, а не работать сами для себя, читать Слово Божие. Вы можете работать, в том числе и тяжело, для больного, для несчастного, для человека, который не может себе помочь, потому что в воскресенье нужно делать добро, как говорит Господь.

— А шоколад можно есть в пост?

— Горький — пожалуйста, молочный нельзя.

Эта заповедь также требует исполнения церковных постов и праздников. В великие праздники, такие как Рождество, Крещение, Пасха, мы приходим в храм Божий, обяза-тельно молимся и не работаем точно так же. Великих праздников, как вы знаете, двена-дцать: Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница и Успение. Вот двенадцать праздников. И в посты перед праздниками Церковь также благословляет нам поститься, как того запо-ведь требует, то есть не есть мясных и молочных продуктов. Вот четыре поста: Рождест-венский????, Великий пост, который идет семь недель до Пасхи, Петровский пост, кото-рый начинается через неделю после Троицы и идет до двенадцатого июля, и Успенский пост, который идет с четырнадцатого до двадцать восьмого августа. А также постимся мы каждую среду и пятницу, кроме сплошных седмиц. В среду мы вспоминаем преда-тельство Иуды, а в пятницу мы вспоминаем распятие Господа.

Следующая заповедь, которая у нас есть, это заповедь почитания родителей: «По-читай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20,12). Нужно почитать ро-дителей, не обижать их, ни в коем случае не бить — это смертный грех, Господь за это может покарать ужасно. Он сильно наказывает людей, которые бьют родителей. Вот у меня друг уехал в Чечню, он рассказывал, что чаще всего погибают, даже сгорают зажи-во, те солдаты, про которых известно, что они избивали родителей. Бог Сам карает таких грешников, потому что это смертный грех. Потому что Бог дал через них жизнь, а ты, издеваясь над родителями, издеваешься над орудием Божиим, над Промыслом Бо-жиим о тебе. Видите, каким все это образом связано.

— Кто-то говорил, что люди, погибающие в огне, сразу возносятся на Небо.

— Нет, это не так. На Небо возносятся те люди, которые любят Бога. Не механически, не потому, что они получают от Него какие-то блага,

а потому что они любят Бога, только поэтому. Никакого непочитания не может быть. Кроме того, эта заповедь также требует, чтобы мы не хулили власти. Хотя можно их не слушать, если они требуют нарушить волю Божию, но мы власть не хулим. В той мере, в какой она выполняет волю Божию, она угодна Богу. Поэтому христиане бывают мили-ционерами, судьями, например. И, конечно, мы почитаем священников как слуг Божиих.

Итак, следующая заповедь гласит: «Не убивай» (Исх.20,13). То есть нельзя уби-вать. (Это шестая заповедь. Не первая, как часто люди думают, а шестая.) Почему? Пото-му что не ты дал жизнь и не тебе ее отнимать. Естественно, нельзя убивать людей, начи-ная с какого момента?

— С рождения…

— С зачатия. Человек становится человеком в момент зачатия; человеком, обла-дающим бессмертной душой, свободной волей. Поэтому человеку нельзя убивать никако-го человека. И поэтому же смертным грехом является, конечно же, аборт. Правилами Церкви за аборт человека отлучают на семь лет от Причастия. Нельзя применять гормо-нальную контрацепцию, ставить спирали, это все равносильно аборту.

— А вообще предохраняться?

— Предохранение — вообще, конечно, от недоверия Богу. Допускается единствен-ный способ предохранения — естественный процесс, но это опять-таки по снисхождению, это никак не благословляется, но попускается, потому что там нет ни аборта, ни каких-то противоестественных вещей. Об этом мы сейчас чуть позже скажем. Потому что Бог дает столько детей, сколько нужно. А сейчас такая начинается истерика: ой, как же я их всех прокормлю. Если Бог дал дыхание человеку, уж даст, чем прокормить. Веками и тысячелетиями прокармливались, а вот мы почему-то не прокормимся.

— Сейчас время более жестокое для воспитания детей, на улицах много нищих, которые просто не в состоянии прокормиться. На пути от Теплого Стана до Ясенева можно часто встретить просто умоляющих матерей, которые стоят с ребенком, таб-лички держат, — многодетные семьи, которые не в состоянии прокормить детей.

— Я сейчас обо всех не скажу, но чаще всего это бывают жулики. Честно говорю, потому что к нам неоднократно приходят такие, я говорю: пойдемте, я вам сейчас куплю крупы, муки, давайте, я куплю все, что нужно. Денег я вам не дам, зато куплю. Они говорят: нет, не надо — и сразу убегают. Значит, не прокормиться им нужно.

— А вообще, какие люди могут просить милостыню?

— Если человек нуждается, то он может просить милостыню, естественно. И мне попадаются нормальные люди, которые просят милостыню. Конечно, я им даю. Обычно я так делаю, кстати, и вам советую: если человек просит на хлеб, пойти и купить ему хле-

ба. И милостыню подадите, и никаких у вас не будет сомнений, что он потом пропьет. Даже если он алкоголик, то хоть закусит нормально.

Эта заповедь (не убивай) запрещает не только убивать, но и гневаться напрасно. Помните, Господь говорит: «…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, под-лежит суду» (Мф.5,22). Запрещает ругаться, скандалить, раздражаться, запрещает драть-ся, ненавидеть. А как определять: напрасно гневаешься или не напрасно, есть граница? Гнев напрасный тот, который направлен на то, что не отделяет нас от Бога. Если гнев на-правлен на то, что отделяет нас от Бога, то такой гнев — это правильная реакция.

— Как запретить себе гневаться или раздражаться?

— Надо молиться, эта страсть преодолевается только молитвой и чтением Слова Божия, чтением Святого Евангелия Господа нашего Иисуса Христа излечивается. Всегда креститесь, когда начинается вот такой всплеск гнева, крестите сердце свое, что-бы Господь отогнал раздражение, и вы увидите, Господь прогонит это.

— А когда дети шалят, это праведный гнев?

— Да. Но сначала Божией Матери помолитесь, Христу Спасителю, выпейте святой воды, потом придите в себя и накажите детей.

— А детей можно наказывать?

— Нужно. Сказано в Писании: кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына (Притчи,13,25). В каких случаях надо наказывать? Когда ребенок бьет ребенка, тогда надо его просто выпороть. Но опять-таки, любое наказание должно быть без гнева, учтите. Оно должно удовлетворять справедливость. А у нас, к сожалению, делают ровно наобо-рот, у нас наказывают так: а, ты такой-сякой, да как я тебе сейчас дам… И что получается? Во-первых, справедливость не восстановлена, ребенок не подумал, что его справедливо наказали, он подумал, что на нем сорвали злость. И действительно, так и есть. Одно зло не обуздано, а вы еще добавили. А нормально как? Нормально, когда человек успокаива-ется, а потом порет провинившегося. Наказание должно быть неотвратимо. И справедливо, заметьте. Следующая заповедь гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх.20,14). Самая, наверно, непопулярная сейчас заповедь. Но Бог запрещает изменять жене, мужу — это прелюбодеяние. За прелюбодеяние полагается отлучение от Причастия на пятнадцать лет. Потому что это двойной грех — это и блуд, и клятвопреступление.

— А если люди только расписались, но не венчались.

— Все равно прелюбодеяние. Если была роспись, то вы обещали друг другу вер-ность, а вы нарушаете слово. Господь запрещает не только прелюбодействовать, Он говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодейство-вал с нею в сердце своем» (Мф.5,28). Поэтому нужно воздерживаться даже от блуда, ко-

торый в мыслях. Конечно, не надо читать блудных рассказов, смотреть похабных филь-мов, я думаю, это понятно и так. Что есть блуд? Блуд — это половые связи вне брака. Вот два человека, свободных от брачных обязательств, вступают между собою в половую связь, это называется смертный грех блуда. Он, конечно, наказывается меньше, чем прелюбодеяние, — всего семь лет отлучения от Причастия, но семь тоже немало, со-гласитесь. А если человек не раскается в грехе блуда, он умрет, и сказано, что участью его будет огонь и сера. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21,8). Почему? Потому что человек блудящий соединяется со всеми блудниками мира в единое тело, это реальность. Человек, вступающий в половую связь, действительно вступает в единое целое с тем, с кем он блудит, это чистая правда. Если он в браке вступает в половую связь, он соединяется с женой в единое целое, и Бог его благословляет, потому что его брак освящен Богом в Венчании. Если человек вне брака это делает, то Бог его не благословляет, а благословляет его кто? Враг. Поэтому человек, который живет с изменником, невольно соединяется с сатаной. По церковным правилам, священник, если жена ему изменила, обязан с ней развестись, иначе он лишается сана. Конечно, миряне не обязаны разводиться, но они могут жить с мужем или с женой, которые изменили, только при условии, что изменивший раскаялся пе-ред Богом, попросил прощения, и дал обязательство больше этого не делать. В противном случае жить с таким человеком не следует. Потому что вы будете развращаться и детей развращать. Конечно, если человек прощения просит, то мы можем его простить, хо-тя и не обязаны, но можем. Опять-таки, эта заповедь запрещает такие страшные противо-естественные грехи, как гомосексуализм обоих видов, их и упоминать не хочется, но, к сожалению, такие противоестественные половые связи существуют даже в браке: анальный, оральный секс — это называется грехами Содома, за это Бог сжег проклятые города. То есть это грехи, вопиющие к Небу об отмщении. Если народ допускает такие грехи в качестве нормы, то Господь иной раз такой народ с лица земли стирает. Как пример тому — Содом и Гоморра и недавно случившееся цунами у берегов Таиланда. И запрещает такие вещи, как рукоблудие и онанизм. Онанизм происходит от Онана, такой был деятель в Ветхом Завете, который не заканчивал половой акт, пускал семя на землю, для того чтобы не было детей. Ну, там было другое обстоятельство, которое я не буду сейчас пересказывать, и сказано в Библии: «Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт.38,10). Почему? Потому что Бог — Творец жизни. А кто мешает жизни, тот кому служит? Дьяволу. Поэтому и является это грехом. Вы понимаете, почему? Потому что очень часто это заканчивается психозом у женщин.

Тут гормональные причины определенные, о которых сейчас долго рассказывать, и это вещь, которая разрушает психику. Очень часто это приводит к тому, что у человека воз-никает психологическое желание изменить, на уровне организма все это на психику на-кладывается.

Следующая заповедь гласит: «Не кради» (Исх.20,15). Это понятно. Почему нельзя красть?

— Взять все у богатых, чтобы отдать бедным…

— А если плохо лежит вдобавок… Любое, то, что лежит не у меня, лежит плохо — обычно говорят. Красть нельзя потому, что ты фактически, может, и не сознательно, но говоришь следующее: Ты, Боже, неправильно миром управляешь, Ты ему дал, а мне не дал. Дай-ка я поправлю, что Ты неправильно управляешь. То есть это мятеж, самый на-стоящий, классический. Кому принадлежит все золото и серебро мира? Тому, Кто их со-творил, конечно же. Поэтому: кому хочу, тому дарю, у кого хочу, у того забираю. Богато-му для чего дано? Чтобы проверить его милосердие. Если он на этом сломался, то он за это и ответит.

— Отнимут богатство?

— Не в этом дело. Нет, Бог им богатство дает для того, чтобы проверить их. Ес-ли они не помогают людям, если они воры, они за это ответят. Есть два надежных спосо-ба, как говорит один мудрый греческий священник, получить пулю в лоб или быстро стать бедным. Это воровать и работать в праздники.

— Стремиться к богатству — это плохо, да?

— Ну, конечно же. Кто любит серебро, тот не насытится серебром (Еккл.,5,9). И это, действительно, правда, разве не так? Есть даже выражение — денег никогда не бывает много.

— А если стремиться обогатиться, чтобы потом бедным помогать?

— Нет, это обман, это самообман.

— А для того, чтобы существовать?

— Опять-таки, мы работаем и получаем то, что нам нужно. Но мы не привязываемся к этому, понимаете, мы не стремимся к этому. Человек, который стремится к богатству, никогда не сможет нормально жить. Если человек работает нор-мально, стремится к Богу, то и богатство к нему само потечет, это давно замечено. А если человек стремится к богатству, оно к нему придет, а потом уйдет, произойдет де-номинация какая-нибудь, новая техническая революция — и все деньги утекут. Мне рас-сказывали мои знакомые: как-то они приехали на дачу — у нас в деревне дом — там раз-бирали дровяник, прежние хозяева умерли, и в дровянике нашли мешок

с двадцатипятирублевками и пятидесятирублевками, там лежало пятьдесят тысяч совет-ских рублей. Ну и что, помогли им эти пятьдесят тысяч рублей? Бог всегда так делает, чтобы человек не привязывался к деньгам. Человек, привязанный к деньгам, — это по-койник самый настоящий. Царь Давид говорил: богатство течет, не прикладывай к нему сердца (Пс.48). А человек, который ворует, свою мзду получает от Бога. Опять-таки, кто самый быстроумирающий пласт населения в России? Это воры и богатеи. Их расстрели-вают. Я как-то в «Криминальной России» смотрел криминальные новости, там говори-лось, что на Рублевском шоссе в месяц совершается в среднем по три заказных убийства. Это на одном шоссе, маленьком. И это естественно, потому что Бог таким образом нака-зывает за это, и вс?.

Следующая заповедь говорит так: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20,16). То есть нельзя ни самому лжесвидетельствовать, ни слушать лжесвидетельства. Нельзя лжесвидетельствовать на суде, нельзя клеветать на человека, потому что Бог есть Истина, и ложь отвратительна для Него. Нельзя человеку вообще лгать. Человек должен говорить правду. Человек должен жить в истине. Естест-венно, нельзя матюгаться, ругаться и тому подобное, это само собой понятно. Не осквернять свою речь. Речь — дар Божий, который должен быть использован во благо. Эта заповедь запрещает также очень любимое барышнями занятие, такое как перемывание костей друзьям и подругам, потому что сплетничание — это один из видов клеветы и лжи. И эта заповедь требует, чтобы человек говорил правду и истину, жил в истине. Речь нам дана для того, чтобы мы хвалили Бога и хвалили ближних, но не для того, что-бы мы хвалили сами себя или лгали и клеветали.

И, наконец, последняя заповедь, тоже очень непопулярная, ну, она, впрочем, всегда была непопулярная.Она гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20,17). То есть не завидуй. Почему? Потому что, если ты завидуешь, значит, ты опять недоволен Богом: как мне, та-кому хорошему, Бог не дал…

— Но есть белая зависть…

— Да, она знаете, где хорошо описана? У Пушкина Александра Сергеевича в сказке о золотой рыбке. Там классическая белая зависть: я не хочу чьего-то, я хочу тако-го же. Это форма белой зависти.

— Нет, но все-таки радуешься, что у других хорошо.

— А вот радость — это хорошо. Смотрите, когда радость возникает, как источник этой радости мы Бога узнаем и тогда говорим: слава Богу! Вот верная такая примета,

что это доброе чувство, что это хорошо.

И как зависть лечится? Что противоположное бывает? Вот вы видите, например, у кого-то есть свой личный вертолет, и говорите: слава Тебе, Господи, что у него есть личный вертолет! Господи, дай ему еще личный самолет. Это вот хорошее чувство. Это называется сорадование. Таким образом, зависть лечится, если она есть. А если я говорю: у тебя есть вертолет, хочу чтобы и у меня такой же был, — это зависть.

— Это зависть разве — ну чтобы и у него осталось, и у тебя тоже.

— Ну, это приводит к тому, к чему привело старуху: приводит это к разбитому ко-рыту, аккуратно-аккуратно… Так и происходит на самом деле, потому что зависть — не-насытное чувство, абсолютно ненасытное. Завистник — единственный человек, который никогда не получит ни малейшего удовольствия от своего греха. Блудник получит корот-кое удовольствие, а потом будет долго плакать, а вот завистник никогда не получит. По-тому что, если я получу вертолет такой же, как у вас, так сразу захочу такой же, как у вас, самолет; получу такой же самолет, как у вас, захочу такой же, как у вас, дом на Канарах и так далее, и так до бесконечности, пока не окажусь бомжом в подъезде. Почему так про-исходит? Потому что зависть — это вещь, которая уничтожает человека в буквальном смысле, так что давайте не завидовать, исполнять заповеди Господни, и пусть благодать Божия будет с вами.

Это азы, с которых вы начинаете, а вершина — святость, в которую вы все призва-ны. Понимаете? Вы креститесь для этой цели. Бог говорит: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш], и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Лев.20,26). «…Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48).

Готовы? По пути святости готовы идти? Среднего не дано, знаете? Или ты свят, или ты в аду. Понятно?! Любая страсть неизжитая, с которой не борешься, она тебя раз-ложит. С ней надо сражаться, и не просто сражаться, а надо победить! И сражаться до самой смерти, тогда будете победителями. Святой человек тот, который охвачен сила-ми бесконечной Жизни, охвачен силами Вечности, поэтому вы должны стремиться к святости, стремиться к Богу, и Бог будет с вами. Вот этого я вам желаю. Пусть Дух Господень, Дух Святой, озаряет всех вас, и милость Божия с вами да будет. Спаси, Господь!

В следующий раз мы читаем Евангелие от Марка. Евангелие от Матфея мы к этому разу читали.

Кто приходил на наши занятия пять раз, вы у нас приходите в 8 утра натощак,

в четверг, ничего не ешьте, не пейте. Купите себе длинную крестильную рубашку (или сшейте) — белую, большое полотенце пляжное, шлепанцы и крестик на веревочке. Натощак приходите. Помните Символ Веры… Символ Веры всем понятен? Каждое слово там понятно? Не будет, чтобы вы спотыкались: «А я не понимаю, а я не знаю ничего». Нет? Ну, и хорошо. Цепочку потом наденете, просто неудобно надевать, чисто техниче-ски.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели