Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище

О. Даниил Сысоев. Огласительные беседы. Таинство Крещения в современной практике

«Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись», — поет Церковь, принимая в свои недра новых чад Божьих. Действительно, что может быть прекраснее, чем это Та-инство возрождения? В нем люди очищаются от всех грехов своих. Огонь Святого Духа переплавляет всю их природу, выжигая заразу древней смерти. Крещение — это новое рождение водою и Духом духовного человека, участие в смерти и Воскресении Первород-ного, гибель дьявола в священных водах, проницание полноты человека сиянием Божест-ва. По словам святителя Григория Богослова, «просвещение есть пособие в нашей немо-щи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, по-топление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, вознося-щая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царства Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Про-свещение есть лучший и величественнейший из даров Божьих». Но в результате комму-нистических гонений XX века в Русской Церкви возник ряд практик, грубо нарушающих апостольское предание совершения этого Таинства.

Первый вопрос, который возникает:

МОЖНО ЛИ КРЕСТИТЬ ЛЮБЫХ ДЕТЕЙ?

Согласно Катехизису, дети крестятся по вере восприемников и родителей. Причем, согласно 7 правилу III Вселенского Собора, мерой этой веры является Символ Веры Ни-кейского Собора. Вот это определение: «Святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых Отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагать иную ве-ру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если суть епископы или принадлежат к клиру, да будут чужды — епископы епископства, и клирики клира; если же миряне: да будут преданы анафеме». Поэтому тот, кто не признает хотя бы одного из догматов Символа, не может быть крещен, так же как не могут быть крещены и его дети.

203 правило Номоканона при Большом Требнике не признает действительным Крещение тех младенцев, которые были крещены по просьбе родителей мусульман, так как они не верили православно, и потому не было исполнено библейское требование «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден бу-дет» (Мк.16,16). Это постановление было принято Константинопольским Собором при патриархе Луке Хрисоверге. Оно основано на 8 каноне VII Вселенского Собора, за-претившего крестить еврейских детей, если их родители неискренне примут христианст-во.

Особо оговариваются нормы для достойного восприемничества. По нормам Сино-дального периода Русской Церкви, «не могут быть восприемниками безумные, совершен-но несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении по своему нравственному поведению… Не бывшие у Исповеди и Святого Причастия 5–10 лет, конечно, по нерадению, не могут дать воспри-нимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам».

Дети иноверцев (к которым относятся те, которые не признают священного Симво-ла) крестятся только после расписки родителей, что они будут воспитывать их в Православии (Указы Синода от 1722. II, 28; 1830, XII, 29; 1844, II, 18). Соглас-но 1 правилу Тимофея Александрийского, все дети старше 7 лет должны проходить огла-

шение, которое, согласно указу Синода (от 20.02.1840), должно длиться 6 месяцев, хо-тя правящему архиерею и дано право сократить этот срок в отдельных случаях.

Итак, мы видим, что священники грубо нарушают священные правила, ес-ли крестят всех детей без разбора. Они рискуют бросить священный дар Крещения демо-ническим псам.

Тем более важным является

ВОПРОС КРЕЩЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.

Как же его должно совершать по ныне действующим церковным правилам? «Иди-те, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19), — таково неизменное на все века повеление Христа Спасителя. Точно следуя ему, Православная Церковь в течение всей своей истории всех взрослых, ищущих благо-дати святой Купели (начиная с 7 лет , см. правило 1 Тимофея Александрийского), допус-кала до него отнюдь не сразу, а лишь после изучения ими основ веры (оглашения) и отречения от заблуждений предыдущего вероисповедания. Согласно 2 правилу I Вселенского Собора: «Поелику, по нужде, или по другим побуждениям человеков, мно-гое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят; и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному по-требно время, и по крещении дальнейшее испытание. Ибо ясно писание Апостольское глаголющее: не новокрещенного, да не разгордившись в суд впадет, и в сеть диаволу. Ес-ли же в продолжение времени душевный некоторый грех обретен будет в некоем лице, и будет обличен двумя или тремя свидетелями: таковой да будет исключен из клира. А поступающий вопреки сему, яко дерзающий сопротивляться великому Собору, подвер-гает себя опасности исключения из клира». По свидетельству литургиста прот. К. Никольского (Учебный Устав Богослужение. СПб.1907, стр. 663–665), то чинопоследование Крещения, которое приведено в Требнике, является завершением чина Присоединения и без этого чина совершается лишь над младенцами до 7 лет. Такая практика существовала всегда и везде. И в Русской Церкви она была общеупотребитель-ной вплоть до революции 1917 г. (Указ Синода 1840, 20 февр.).

Так что те, кто крестят без оглашения, подлежат лишению сана, согласно этому правилу Никейского Собора. Как же должно происходить оглашение? Человек, желаю-щий узнать о христианстве, приходит в храм, спрашивает, слушает (он может находиться

в храме до возгласа «елицы оглашении — изыдите»). Когда он уже решает принять Кре-щение, то переходит в разряд «елицы ко просвещению». Так как практически никогда че-ловек не приходит во взрослом возрасте к Крещению в полностью девствен-но-невежественном религиозном состоянии, то ему необходим по правилам чин Присое-динения. Согласно 7 правилу II Вселенского Собора и 95 правилу Трулльского Собора, «всех прочих еретиков: всех, которые из них желают присоединены быть к Православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашен-ными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их. Такожде и манихеев, валентиниан, маркионитов и им подобных еретиков».

Кстати, тут уместно назвать тех христианских еретиков, которых необходимо при-нимать в Церковь через Святое Крещение. Это все протестанты, кроме лютеран, реформа-тов, англикан и старокатоликов. Связано это, во-первых, с тем, что протестанты отвергают возрождающую силу Святого Крещения. Они убеждены, что Крещение — лишь обряд верности, а не рождение от воды и Духа. Почему мы и не можем признать их обряд Таин-ством. Во-вторых, баптисты, пятидесятники и другие сектанты (например, «Церковь Хри-ста» — так называемое Бостонское движение), которые крестят в одно погружение, что прямо запрещается 7 правилом II Вселенского Собора, а другие (например, методи-сты) крестят окроплением так, что часто ни одной капли воды не попадает на «крещаемого». Также крестят адвентистов, искажающих учение о Божестве Христа, «свидетелей Иеговы», отвергающих Святую Троицу, и радикальных еретиков из Белого Братства и Богородичного центра, молокан, духоборцев и т.п.

Необходимо крестить так называемых «погруженцев», то есть тех, кто был крещен неизвестно кем и как в годы гонений. Признавать мирянское крещение дозволяется только тогда, когда четко и достоверно от свидетелей известно, что Таинство совершилось в три погружения с использованием точной крещальной формулы. В случае малейшего сомнения Крещение должно повторять.

Также не признается Крещение старообрядческих начетчиков, если нет четких сви-детельств правильного совершения обряда. Дело в том, что существует ряд беспоповских согласий, радикально искажающих форму Таинства.

Что же касается других еретиков и раскольников, то необходимо присоединять их по тому способу, который установлен на данный момент священноначалием.

Тотчас после этого решения священник должен расспросить, был ли он раньше крещен, а также ради ли спасения своей души, а не ради прибытка или какой-то времен-ной причины (например, ради здоровья или брака) он желает креститься. Узнав, что это

не так, священник нарекает оглашенному христианское имя. Этот обряд очень важен, по-тому что он духовно защищает оглашенного от атак сатаны, не желающего расстаться со своим рабом.

При этом до революции Церковь требовала, чтобы крещаемый нашел себе поручи-теля — восприемника, который готов за него поручиться.

Обряд этот происходит в притворе, перед церковными дверями. После него свя-щенник входит в алтарь и с открытой головой падает ниц перед Престолом, благодарит Бога об обращении его и молится, чтобы ему была дана благодать проповеди и открылись его уста, чтобы научить оглашенного пути спасения. После молитвы священник облачает-ся в фелонь (епископ же в мантию и берет в руки жезл) и, поцеловав Святую трапезу, ис-ходит к церковным дверям. А хор поет 33-й псалом.

Став внутри храмовых дверей, он спрашивает оглашенного:

— Кто ты есть?

Ответ: Я — желающий познать истиннаго Бога и спасения ищущий.

Вопрос: С какою целью пришел ты ко святой Церкви?

Ответ: Научиться от Нее истинной вере и к Ней присоединиться.

Вопрос: Какую пользу надеешься получить от истинной веры?

Ответ: Жизнь вечную и блаженную.

После этого священнодействующий поучает:

Если хочешь иметь жизнь вечную, должен веру православно-кафолическую (вселенскую) соблюсти. Вера же сия состоит в том, чтобы исповедовать Бога, Едино-го в Троице, — Отца и Сына и Святого Духа, и Троицу во Единице, не сливая Лиц, не разделяя Существо. Потому что Бог есть Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой: одна-ко не три бога, но един Бог. И о воплощении Господа нашего Иисуса Христа разу-меть, что Он одновременно есть Бог и Человек: Бог, Сын Единородный от Бога От-ца, прежде всех век рожденный, Человек же, от Марии Приснодевы (Всегда Девы) плоть нашу воспринявший; пострадал плотью и распят на Кресте ради нашего спа-сения, умер и воскрес, вознесся на Небеса и воссел по правую сторону Бога и Отца; когда же придет судить, все воскреснут, и праведники жизнь блаженную наследуют, творившие же зло примут муку вечную по делам своим. Эту веру проповедали апо-столы, кровью своею запечатлели мученики, провозвестили Соборы и все отцы и учителя Церковные.

Так же и ты, веруя, должен и заповеди Господни соблюдать, ибо вера без дел мертва. Древнейшие и наибольшие заповеди суть: Возлюби Господа Бога Твоего всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя.

Внушая нам хранить обе эти заповеди, Христос Спаситель наш повелел нам и врагов любить, и всем обижающим добро творить, и уклоняться от всякого зла. Корни же зла суть: гордость, жадность, похоть плотская, зависть, невоздержание, гнев, леность. Ты же, так как хочешь стать наследником Царствия Небесного, побе-ждай их добродетелями:

гордость — смирением,

жадность — милосердием,

похоть плоти — целомудрием,

зависть — сорадованием,

невоздержание — трезвостью и постом,

леность — усердием к молитве, богослужению и прочим делом благочестия.

Когда же кончается это поучение, то священник спрашивает:

Хочешь ли ты сию святую веру сердцем твоим принять и неотступно, до кончины жизни своей, содержать, также и в добродетелях христианских навык-нуть и в них по силе, при помощи Божьей, преуспевать?

Оглашенный же отвечает:

— Истинно от всего сердца моего хочу веру сию святую содержать до последнего моего издыхания, добродетельное же евангельское житие прилежно исполнять, моля Бога о помощи.

Тогда предстоятель говорит ему:

Преклони колена твои пред Господом Богом нашим.

Он же, став на колени и руки крестообразно на груди сложив, стоит перед дверями.

Предстоятель, знаменуя знаком креста голову его трижды, говорит:

Знаменается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Диакон: Господу помолимся.

Клир: Господи, помилуй.

Архиерей или иерей, стоя над оглашаемым, читает молитву сию:

Благословен еси, Господи, от всех язык призываяй люди избранны, ревнители добрых дел. Ты и ныне пришедшаго ко святей Твоей Церкви раба Твоего (имя) бла-гослови: отверзи его очи душевныя к разумению чудесе Твоего о нас промышления, открый слух сердца его ко приятию Божественных словес Твоих, да во время благо-приятно сподобится бани возрождения и одежди нетления. Ты изъял еси душу сего раба Твоего от прелести лукаваго; Сам убо сохрани ю невредиму от навет вражиих,

и обиталище благодати Твоея быти удостой. Твое бо есть, еже избавляти нас от козней лукаваго, и Тебе славу и благодарение приносим, ныне и во веки веков.

Клир: Аминь.

После этого собственно и начинается оглашение. Последующие дни оглашаемый пребывает в посте и в молитвах (в древности считался обязательным сорокадневный пост, сейчас желательно поститься не менее трех дней). Он приходит в храм Божий к началу церковных служб и там стоит у дверей церковных до возгласа диакона «оглашенные изы-дите», и с сокрушением сердечным о своем прежнем омрачении воздыхая, со слезами мо-лится о том, чтобы сподобиться ему принятия Святого Крещения. Согласно 19 правилу Лаодикийского Собора, на Литургии оглашенных полагается говорить проповедь по Священному Писанию, понимаемому согласно Святым Отцам (19 правило Трулльско-го собора): «Подобает, во-первых, по беседах епископских, особо творити молитву об оглашенных, а по изшествии оглашенных, быти молитве о кающихся; когда же и сии приидут под руку, и отыдут, тогда совершати молитвы верных».

8 правило Феофила Александрийского не разрешает оглашенным вкушать просфо-ры и антидор, но при этом древняя практика Иерусалимской Церкви допускала их к лобызанию икон и Животворящего Древа.

Духовный наставник должен поучать его вере, объяснять священные догматы, по-казывать силу Святых Таинств, внушать ему повиновение заповедям евангельским и церковным и наедине испытывать его, по чистому ли желанию сердца и без лицемерия ли к вере православной приходит. В Церкви для этого выделялся особый клирик, имеющий дар слова, который и должен был обучать крещаемых.

Согласно постановлению Синода (от 20.02.1840), оглашение должно длиться со-рок дней. За это время готовящийся ко Крещению должен исправить свое поведение, уйти с нечестивых работ и постараться исправить свою жизнь. 5 правило Неокесарийского Со-бора гласит, что, если готовящийся ко Крещению сделает в это время смертный грех, то его Крещение отсрочивается. Согласно 14 правилу I Вселенского Собора, если во время оглашения катехумен отпадает (т.е. совершает акт идолопоклонства или участвует в ином религиозном обряде), то его Крещение откладывается на три года. Но если возникает уг-роза его жизни, то он должен быть крещен немедленно (5 правило св. Кирилла Александ-рийского).

Если Крещение будет совершаться в Великую Субботу (а это наилучший день для этого Таинства), то запись на Крещение завершается на второй неделе Великого Поста

(45 правило Лаодикийского Собора).

В течение этого периода оглашенный должен был выучить и понять Символ Веры, Десять заповедей, молитву Господню и «Богородицу». Также он должен дать подписку в том, что неизменно пребудет членом Церкви. Подписка должна быть такой: «Нижепод-писавшийся (ФИО, вероисповедание) сим изъявляю решительное намерение присоеди-ниться к Православной Кафолической Восточной Церкви и обещаю пребывать в послушании Ей всегда неизменно». Затем должна быть подпись, дата, подпись священ-ника и восприемников.

Каждую пятницу оглашенный должен отчитываться перед епископом или священником об узнанном, чтобы величайшее Откровение Творца было усвоено всем разумом человека. «Крещаемым должно изучать веру и в пятый день седмицы давать от-вет епископу или пресвитерам». (46 правило Лаодикийского Собора, 78 правило Трулль-ского Собора). Так он предохраняется от уклонения в секты.

Согласно 39 посланию свт. Афанасия, оглашенным особенно подобает изучать «второканонические книги Писания»: «Есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Эсфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое Учение апостолов, и Пастырь». Древнейшая литургическая практика Православной Церкви повелевает оглашенным изучать книги: Бытие, Исход, Притчи, пророков Исайи, Иезекииля, Иова. Перед самым Крещением прочитывается все Евангелие, а сразу после Таинства — Книга Деяний (эта практика до сих пор сохранилась в Уставе Великого Поста).

Надо особенно подчеркнуть, что недопустимо сообщать оглашенным порядок Ли-тургии верных и символическое значение последования Евхаристии. Ведь Сам Господь повелел: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7,6). Эти тайны сообщают крещенному только после Таинства. Как пишет святитель Кирилл Иерусалимский: «Тогда, как говорят огласительное поучение, если оглашенный спросит тебя, что говорили тебе учители? Ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну препо-даем тебе, и упование будущего века. Храни тайну сию ради Мздовоздаятеля, и не слушай, когда кто скажет тебе, что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит; от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадает в безумие, потому что не понимает слы-шанного, однако же оное порочит и осмеивает говоримое; и верный осуждается,

как предатель сей тайны. Се ты уже теперь близок к нам; смотри не рассказывай, не потому, чтобы проповедуемое здесь не достойно рассказывать; но потому, что слух не достоин слушания. Был некогда и ты оглашенным; тогда я не сообщал тебе, что надлежит сообщить. Когда ты опытом постигнешь высоту учения, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слушания» (Огласительные беседы. 1, 12).

После того, как время оглашения закончилось, оглашенный раскаялся в своих гре-хах, как и сказано в Писании: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иису-са Христа» (Деян.2,39), наступает время предкрещального испытания.

По прошествии дней, достаточных для научения, после вечерни в присутствии всей общины предстоятель облачается в священническую одежду, как уже говорилось, и, поклонившись трижды перед Престолом и поцеловав край его, выходит из алтаря к дверям церковным. Хор же поет псалом 8-й.

Оглашаемый же стоит в паперти, лицом к храму. И предстоятель говорит к нему:

Вот, чадо, окончилось время твоего наставления. Так, что если и ты был особо спрошен, любви ли ради Христовой и спасения души твоей христианином хочешь быть: сверх того теперь ты должен перед церковным собранием сия объявить, что прежнего лжеверия, в котором ты был, отречься, и веру православную ясно ис-поведать.

После этого крещаемый громко отвергает ложные взгляды той конфессии, в которой он находился. Язычник отвергает почитание твари вместо Творца, обоготворе-ние идолов, участие в языческих ритуалах (в том числе магии, астрологии и всего подоб-ного). Мусульманин отвергает все ложные доктрины ислама: богодухновенность Корана, посланничество Мухаммеда, практику хаджа, многоженство, чувственную исламскую эс-хатологию. Иудеи же отвергают хулу на Христа, Богородицу и святых, необходимость ис-полнения Моисеева Закона, талмудические басни и ожидание антихриста (иудейского мнимого мессии). Еретики отвергают каждый свою ересь. Затем предстоятель спрашива-ет:

Сочетаешься ли истинно, нелицемерно и, ни в чем не сомневаясь, всею душею твоею, Единому Истинному, в Троице славимому Богу, и веруешь ли в Него?

И оглашенный отвечает:

— Сочетаюсь истинно, нелицемерно и без какого-либо сомнения, от всей души мо-ей, Единому Истинному, в Троице славимому Богу, и верую в Него.

После этого настает время второго оглашения, когда крещаемый ясно исповедует православную веру.

Вопрос: Исповедуешь ли, что Отец, Сын и Святой Дух есть Бог Единый,

по существу нераздельный, в трех Лицах? И веруешь ли в Него и поклоняешься ли Ему?

Ответ: Так верую, исповедую и Богу триединому покланяюсь.

Вопрос: Веруешь ли и исповедуешь, что Иисус Христос, Единородный Сын Божий, от Отца прежде всех век рожденный, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, нашего ради спасения, и стал человеком, не переставая быть при этом и Богом, во единой Ипоста-си, в двух же естествах, Божеском и Человеческом, неизменно и неслитно?

Ответ: Так верую и так исповедую.

Вопрос: Веруешь ли, что Господь Иисус Христос не по необходимости, но добровольно, истинно, а не призрачно плотью пострадал за нас, Божеством же бесстра-стен пребывая, силою Своего Божества воскрес, на Небеса с плотью взошел, и сидит по правую сторону Отца, откуда же снова придет судить живых и мертвых, и царствовать будет, и царствию Его не будет конца?

Ответ: Так сердцем верую, и устами нелицемерно все сие исповедую.

Вопрос: Веруешь ли, что Дева Мария, родившая Христа Бога нашего, всегда — девственна и воистину Богородица, и того ради достойно почитать Ее как Честнейшую и Превысшую Сил бесплотных, и поклоняться Ей благоговейно, как первейшей о нас к Богу Ходатаице?

Ответ: Все сие о Приснодеве Марии исповедую, яко Божию Матерь сию почитаю, и в молитвах прибегаю к Ней.

Вопрос: Веруешь ли, что Крест Господа нашего Иисуса Христа, на нем распятого, есть уже не орудие проклятия и смертной казни, но знамение спасения и жизни вечной, которым на себе изображая, сетей вражьих избегаем?

Ответ: Так о Кресте Господнем верую и сим спасительным знамением ограждать себя от сетей лукавого с надеждой буду стараться.

Вопрос: Веруешь ли, что в Церкви Своей Святой Господь наш Иисус Христос уч-редил семь Таинств, как необходимые: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покая-ние, Священство, Брак и Елеосвящение, через них же подаваемою благодатью верные ра-бы Христовы становятся наследниками жизни вечной?

Ответ: Так о Святых Таинствах верую, и что эти семь необходимы в Церкви Божи-ей для спасения чад Ее, исповедую.

Вопрос: Веруешь ли, что священное Писание Ветхого и Нового Завета, Церковью содержимое, святые Божии люди изрекли, от Святого Духа просвещаемые, и того ра-ди приемлешь ли это Писание, как вдохновленное Богом и спасительное? От тех, кто не принимает и хулит его, отметаешься ли?

Ответ: Писание Священное, Церковью содержимое, как богодухновенное и святое,

я принимаю, как Слово Божие, к спасению нам данное; не принимающих же и хулящих его отметаюсь.

Вопрос: Апостольские и святых Отец предания, чиноположения и молитвословия, нашей Церковью содержимые, считаешь ли душеспасительными и приемлешь ли я?

Ответ: Все сие считаю душеспасительным и следовать им, насколько от меня тре-буется, обещаюсь.

Вопрос: Веруешь ли, что апостолы, мученики и все святые, которых Церковь наша чтит и в молитвах призывает, суть воистину угодники Божии, с Христом во Царствии Небесном пребывают и о нас, грешных, молятся?

Ответ: Верую, и святых угодников Божьих отныне в молитвах призываю.

Вопрос: Честные иконы, которые Христа, Богоматерь и святых лики изображают, принимаешь ли к почитанию, как в Церкви Православной установлено, и хулящих их от-рекаешься ли?

Ответ: Иконы честные приемлю, по чину церковному поклоняться изображенным на них святым ликам; хулящих же их отрекаюсь.

Вопрос: Все это, что ты сказал сейчас, от всей ли души твоей и от всего помышле-ния твоего исповедуешь, не по нужде ли ко христианской вере приходишь и от свободного ли произволения сподобиться Святого Крещения желаешь?

Ответ: Истинно все, что я сказал, так и исповедую, и содержать до конца жизни моей обещаюсь, от своего произволения, нелицемерно к христианской вере прихожу и спасительное Крещение принять всею душою желаю.

Тогда предстоятель говорит:

Если воистину так есть, как ты сказал, утверди сие перед Церковью клятвою.

Он же читает; если же не умеет, вслед за читающим восприемником, или клириком, каждое слово повторяет:

Я (имя) от магометанства (или другого исповедания, которое называется) ко христианской вере приходящий, ныне перед Всевидящим Богом клятвою моею под-тверждаю, что не по принуждению или страху, или через притеснение от единоверных моих, и не из-за корысти или иной утаенной мною причины, магометанского (или другого) лжеверия и всех, которые в нем, ересей и злохулений отрекаюсь, и ко спасительной христианской вере прихожу, но только ради спасения души своей, быв самою истиною сей веры побежден и любовью сердца моего ко Христу Спасителю вле-ком, христианином быть хочу и Крещения Святого сподобиться желаю. Если же сие с лицемерием ныне исповедую, а не от желания сердца моего ко Христу Богу прихожу, и после от веры христианской отречься и снова в магометанство (или в иную веру) воз-

вратиться дерзну, да постигнет меня гнев Божий и осуждение вечное. Аминь.

В качестве подтверждения этой присяги оглашенный целует Крест и Евангелие. После этого священник говорит:

Благословен Бог, хотяй всем человеком спастися и в разум истины при-ити. Аминь.

Диакон: Оглашеннии, главы вашя Господеви приклоните.

Хор: Тебе, Господи.

Когда же тот преклонит голову, диакон говорит: Господу помолимся.

А предстоятель читает молитву сию:

Боже великий, первобытную тму просветивый и Сына Твоего низпославый во очищение падшаго естества нашего, Сам и раба Твоего (имя), подклоншаго Тебе главу свою, преведи от омрачения греховнаго к свету Твоего богоразумия, очисти от скверны, изми от козней сопротивнаго и сопричти его избранному Твоему стаду, даруя ему часть и жребий в Церкви Твоей святей. Ты бо еси Бог наш, Сый благосло-вен во веки.

Клир: Аминь.

После этого, запечатав крестным знамением оглашенного и глядя к алтарю, гово-рит эту молитву:

Боже великий и дивный, призываяй заблуждших и рекий: Обратитеся ко Мне, и обращуся к вам, и обращающагося приемляй, по слову Твоему: Грядущаго ко Мне не изжену вон! Сам и раба Твоего сего (имя), приходящаго к Тебе от заблуждения пу-ти своего, приими, предъусреть его благодатию Твоею, введи его во двор Твой Цер-ковный; отверзи ему врата правды, в няже вшед, возможет избегати всякия прелес-ти, лжи и неправды; Ангела ему посли, сопутствующа на добрем пути, на немже об-рел есть Тебе, Спаса нашего Бога; укрепи веру его, надежду и любовь чистую, и яви лице Твое на нем, яко да сподобится бани пакибытия и одежди нетления, и тако во обновлении жизни ходити начнет. Твое бо есть, еже миловати, просвещати

и спасати нас, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне же и во веки.

Клир: Аминь.

Если много оглашенных, то надлежит и их всех именовать, и они ожидают Креще-ния. Если человек находится под угрозой смерти, то при условии его искреннего предва-рительного желания. Даже если человек потерял здравый разум от болезни, но прежде же-лал креститься, его можно крестить по вере родных, если он не пребывает в состоянии беснования (4 правило Тимофея Александрийского). Беснующийся оглашенный не должен принимать Крещения, пока из него не изгонят нечистого духа, исключение возможно только при угрозе его жизни (2 правило Тимофея Александрийского).

Крещение может быть ускорено также в случае, если Промыслом Божьим огла-шенный случайно причастится (1 правило Тимофея Александрийского). В том случае, ес-ли у женщины наступили месячные, то она должна отложить Святое Крещение (6 правило Тимофея Александрийского).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели