Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище

О. Даниил Сысоев. Огласительные беседы. Подготовка взрослых к Крещению: теория и практика

В завершение своего исследования, чтобы не быть голословным мечтателем, при-веду пример того, как мы совершаем оглашение уже в течение почти 7 лет на Подворье Оптиной Пустыни в Москве (храм святых апостолов Петра и Павла в Ясенево), а сейчас более года в храме апостола Фомы.

Подготовка взрослого к Крещению при нормальных условиях длится пять недель. Каждую пятницу, после вечернего богослужения, в храме ставятся лавки, и начинается беседа, длящаяся около 2 часов. На ней могут присутствовать все желающие — и оглашенные, и интересующееся, и прихожане. Всех, желающих принять Крещение, за-писывают в книгу, причем, обычно берутся телефоны для связи. В дальнейшем помечает-ся, какую беседу прослушал оглашенный. Начинать можно с любой беседы, но затем надо пробыть на всех пяти. Чтобы не возникала необходимость в наборе групп, на каждой бе-седе по ходу речи мы вводим общие понятия (кто такой Бог, что такое грех и добро и т.п.). Проверено, что если говорить человеку: приходи через месяц, то обычно никто не приходит. Другое дело, если с человеком начинают заниматься сразу. Ему становится интересно, и Бог влечет его к Себе. Конечно, катехизатор обязательно должен молиться перед началом занятий и в трудных случаях.

Чтобы люди не скучали, и беседа не превращалась в бесполезную лекцию, необхо-димо постоянно приводить примеры и спрашивать, как человек понимает то или иное по-нятие (Бог, Христос, Библия, Церковь, грех, добро). В дальнейшем надо вести речь, оттал-киваясь из определения оглашенного. Если оно правильно, углубить его, если нет, то объяснить, почему нет, и, исходя из этого, показать истину. Надо следить за выражением лиц слушателей, чтобы не пропустить момент, когда они потеряют нить рассуждения. Исходя из обстоятельств, можно варьировать длительность беседы, но не в ущерб полноте передачи материала.

В начале беседы крещаемым раздают листы с текстами, которые они должны вы-учить наизусть (это Символ Веры, молитва Господня и «Богородице Дево»). К каждой бе-седе читается по Евангелию (или книга Деяний), причем необходимо подчеркивать, что после беседы надо спросить, что показалось непонятным в прочитанной книге.

Чтобы материал бесед лучше усваивался, мы показываем основные события Свя-щенной Истории на иконах и росписях храма.

ПЛАН ЭТИХ БЕСЕД СЛЕДУЮЩИЙ:

1) беседа о Боге: Кто такой Бог. Учение о Его природе. Догмат Святой Троицы. Краткое учение о благодати (сущность и энергии). Откровение и его формы: Писание и Предание. Богодухновенность Библии в отличие от других писаний (В нашем районе много мусульман приходит креститься, и потому необходимо показать, в чем разница ме-жду Библией и Кораном).

К этой беседе читается Евангелие от Иоанна, т.к. оно прекрасно рассказывает

о Божественной Природе.

2) беседа о Творении и человеке: Творение (с кратким опровержением эволюции). Ангелы: их природа. Бунт Денницы. Шесть дней Творения. Природа человека. Грехопаде-ние прародителей (с подробным анализом текста Быт. 3 и его соотношения с обычным по-ведением современного человека). Природа первородного греха, искажение природы и попадание под власть сатаны. Краткая история Ветхого Завета (Потоп, Вавилонская башня, значение Закона, пророчества) с указанием его цели — Рождения Приснодевы.

К этой беседе читают Евангелие от Марка.

3) беседа о Христе: Христология. Необходимость для спасения именно богово-площения. Благовещение. Учение о единстве Ипостаси и двойстве природ во Христе. Во-площение как преодоление «стены природ» (по св. Николаю Кавасиле). Крещение. Иску-шение от сатаны. Христос как Царь, Пророк и Первосвященник. Преображение. Страсти (начиная с входа во Иерусалим, далее — предательство Иуды, Тайная Вечеря, Гефсимания, арест, суд, Голгофа, сошествие во ад). Искупление грехов Заместительной Жертвой. Вос-кресение как начало победы над смертью. Вознесение как прославление человеческой природы. Признаки приближения Второго Пришествия. Антихрист. Страшный Суд. Му-чение грешников и вечная жизнь праведников.

К этой беседе читают Евангелие от Луки, так как в нем наиболее подробно описы-ваются обстоятельства земной жизни Господа.

4) беседа о Церкви и Таинствах: Церковь. Что это такое. Разбор термина. Рожде-ние Церкви — Пятидесятница. Свойства Церкви: Единство, Святость, Соборность, Апо-стольство. Церковная иерархия. Таинства. Крещение и Миропомазание (подробное толко-вание чина). Причастие (определение и указание необходимости частного причащения). Исповедь. Брак (с указанием важнейших канонических препятствий и недопустимости развода и абортов). Соборование. Священство. Что такое монашество. Посты и праздники. Ежедневная молитва. Чинопоследование Литургии не описывается, так как для оглашенных это запрещено. После Крещения проводится два раза в год (на Пасху и Рождество) тайноводственная беседа.

К этой беседе читают Деяния Апостолов, описывающие рождение Церкви.

5) беседа о заповедях: Нравственное учение. Что такое добро и зло. Описание воз-никновения греха в сердце. Страсть как страдание. Добродетель как добро, вошедшее в привычку и как то, что уподобляет нас Творцу. Цель христианина — обожение. Де-сять заповедей (включая обоснование того, почему тот или иной грех — это зло, с описанием противоположной добродетели).

К этой беседе читается Евангелие от Матфея, подробнее всего излагающее христи-

анское учение о добре.

Всем оглашенным настойчиво рекомендуется молиться и дома (только не Молитвой Господней), и как можно чаще посещать храм на Литургии до возгласа «елицы оглашеннии, изыдите».

Что касается численности крещенных, то сначала, где-то полгода, количество кре-щений снизилось, а сейчас достигло прежнего уровня — больше ста в год. В среднем око-ло 60–70 % слушателей принимают Святое Крещение, а остальные хотя бы узнают о том, что христианство от них требует. Были случаи, когда, узнав о вере Церкви, люди созна-тельно отказывались принимать Крещение, потому что христианство противоречит их убеждениям. Думаю, что такое отсечение пошло Церкви только на пользу, да и сами отка-завшиеся поняли, что их взгляды противоречат Слову Божьему. Когда они придут в себя, они смогут сознательно принять веру.

Перед Крещением обязательно совершается Исповедь (без разрешительной молит-вы). Само же Таинство вне Великого Поста совершается во время Крещальной Литургии. Все прихожане с великой радостью приветствуют новокрещенных, и многие потом гово-рят, что само это событие помогает и постоянным прихожанам выйти из духовной спячки.

Чтобы связь с новокрещеными не терялась, у нас существует традиция. За несколько дней до Рождества и Пасхи молодежь, ходящая в храм, обзванивает всех, ходивших на беседы, и приглашает на праздничные службы. Крещенных же приглашают на тайноводственную беседу. Этот способ прекрасно помогает людям держаться Дома Господня.

Так что в святоотеческой практике Крещения нет ничего невозможного сейчас. Бо-лее того, думаю, что только в возрождении ее залог того, что наша Церковь и в будущем будет цвести святостью. И да поможет нам в этом Бог Всемогущий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели